Устройство для статической балансировки роторов
à - И ; .-A: (F117) 873 9
О НИЕ ,ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советскик
СоЦиалистическик
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 30.07.75 (21) 2159207/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 28,02.80. Бюллетень № 8 (45) Дата опубликования описания 28.02.80 (51) М. К.
G 01 М 1/12
Государственный комитет
СССР ие делам изобретений и открытий (53) УДК 620.1.05:
:531.24 (088.8) (72) Авторы изобретения
Б. П. Мишин и А. Н, Гафурова (71) Заявитель
Всесоюзный научно-исследовательский институт технологии насосного машиностроения (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАТИЧЕСКОЙ БАЛАНСИРОВКИ
РОТОРОВ
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для статической балансировки вращающихся деталей.
Известно устройство для статической балансировки роторов, содержащее основание и размещенные на нем подшипниковые опоры для крепления роторов. Опоры в этом устройстве выполнены в двух модификациях: первый вариант позволяет производить регулировку ее жесткости по двум взаимно перпендикулярным направлениям независимо друг от друга. Второй вариант — изотропные опоры. Однако оба варианта опор не дают достаточно точной балансировки роторов.
Наиболее близким по технической сущно-сти является устройство для статической балансировки роторов, содержащее основание, размещенную на нем центрирующую аэростатическую опору и оправку для крепления роторов, расположенную на опоре, и апфу.
Недостатком этого устройства является необходимость применения набора противовесов-демпферов различных масс для уравновешивания деталей, а также ограниченность диапазона уравновешиваемых деталей из-за сравнительно низкой грузоподьемности аэростатической опоры полного охвата (радиально упорного газового подшипника). Разница в моментах сил, создаваемых массами уравновешиваемых дета5 лей и массами противовесов, приводит к перекосу оси цапфы и к дополнительной погрешности определения неуравновешенности.
Целью изобретения является повышение
10 точности балансировки роторов в широком диапазоне размеров ротора.
Цель достигается тем, что опора выполнена разъемной в горизонтальной плоскости, каждая часть опоры выполнена с ка15 налами для индивидуального подвода воздуха, а устройство снабжено эластичной прокладкой, размещенной в месте разъема, и регулировочными элементами для соединения частей опоры между собой.
20 На фиг. 1 изображено устройство для статической балансировки роторов, общий вид; на фиг. 2 — аэростатическая опора.
Устройство содержит размещенное на фундаменте основание 1, центрирующую
25 аэростатическую опору, которая размещена на основании 1 и выполнена разъемной в горизонтальной плоскости, т. е. состоит из двух частей 2 и 3. Устройство содержит также эластичную прокладку 4, регулиру30 ющую необходимый зазор при монтаже и
718739
Фиг, 1 размещенную в месте разъема опоры, и регулировочные элементы 5 для соединения частей 2 и 3 опоры между собой, Каждая часть опоры выполнена с каналами 6, в их отверстия ввернуты жиклеры (на чертеже не показаны), в которые подается воздух под давлением. Каждая часть опоры имеет свой собственный вентиль и манометры (на чертеже не показаны) для регулировки и поддержания определенного давления для 1р каждой массы детали с целью поддержания ротора в строго горизонтальном положении. На опору устанавливается оправка
7, к консольной части которой крепится ротор 8. Оправка 7 опирается также на несу- 15 щую аэростатическую опору 9.
Для предохранения оправки с ротором от осевого смещения и поворота. во время установления дисбаланса имеются торцовый пневмозажим 10 и два боковых пнев- gp мозажима 11. Кроме того, для удержания ротора в горизонтальном положении для определенного начального диапазона размеров и масс оно имеет два диска-противовеса: торцовый базирующий диск — противовес 12 и тормозной диск — противовес 13.
Устройство работает следующим образом.
Балансирующий ротор 8 крепится на оправке 7, которая устанавливается на центрирующую п несущую опоры. Затем вклю- зу чается поддув, и поочередной регулировкой давления в обеих опорах добиваются сначала всплытия оправки 7 с ротором, а затем ее строго горизонтального положения, которое определяется отсутствием осевых перемещений оправки 7 с ротором. С помощью измерительного устройства (на чертеже не показано) находят место дисбаланса, после чего дисбаланс устраняется.
Устройство, центрирующая опора которого выполнена разъемной в горизонтальной плоскости, с эластичной прокладкой в месте разъема, обеспечивающей замкнутость воздушной подушки в опорах, и регулировочными элементами для соединения частей опоры между собой, обеспечивающими необходимое давление в полости опор, а также наличие индивидуального подвода воздуха к каждой части опоры "для управления давлением воздуха в ней для различных размеров балансируемых роторов, позволяет повысить точность балансировки роторов в широком диапазоне размеров их и масс.
Формула изобретения
Устройство для статической балансировки роторов, содержащее осйование, размещенную на нем центрирующую аэростатическую опору и оправку для крепления роторов, расположенную на опоре, отличаю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности балансировки в широком диапазоне размеров ротора, опора выполнена разьемной в горизонтальной плоскости, каждая часть опоры выполнена с каналами для индивидуального подвода воздуха, а устройство снабжено эластичной прокладкой, размещенной в месте разъема, и регулировочными элементами для соединения частей опоры между собой.
718739 фиг. 1 фиг.2
Составитель P. Гайнутдинова
Редактор Т. Морозова
Техред В. Серякова
Корректоры: Т. Трушкина н Е. Осипова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 2920/7 Изд. № 170 Тираж 1033 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, К-35, Раушская наб. д. 4/5