Лабиринтное уплотнение
ЖЛ(.}} :в* тв.ф„и.,}в ;. миь } вищ щ (=} д
Союз Советскик
Социалистических
Республик
>714089
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬ
{61) Дополнительное к авт. свид-ву
1)М. Кл. . F 16 J 15/44 (22) Заявлено 1 70378 (21) 2590849/ с присоединением заявки Нов (23) Приоритет—
Государственный комитет
ССС P по делам изобретений и отирытий
Опубликовано 0502.80 Бюллете
Я) УДК62-762 ° ,233 (088.8) Дата опубликования описания 1 (72) Автор. изобретения
В. И. Соломко (71) Заявитель (54) ЛАБИРИНТНОЕ УПЛОТНЕНИЕ
Изобретение относится к уплотнительной технике, в частности,к пря- моточным лабиринтным уплотнейиям.
В связи с ростом единичных мощностей турбокомпрессорных агрегатов и увеличением их размеров в качестве уплотнений в последнее время широко используются прямоточные лабиринтные уплотнения, так как они допускают большие перемецения ротора относительно корпуса.
Известное лабиринтное уплотнение представляет собой совокупность последовательно расположенных целей, образованных поверхностью вала, закрепленными в корпусе уплотнения кольцевыми дисками (1) .
Недостатком таких уплотнений яв- 20 ляется сравнительно большая утечка среды через них.
Цель изобретения — увеличение эффективности уплотнения, сохранив при этой те же аксиальные габариты и возможность осевого перемецения ротора" относительно корпуса. Это достигается за счет того, что рядом с основ-: ными дисками устанавливаются допзл ---Нительные диски с L- образным наклон- З0
2 ным поперечным сечением, а в основных дисках выполняются отверстия, число которых зависит от геометрических параметров отдельных частей уплотнения;
На чертеже показано описываемое лабиринтное уплотнение.
За основными дисками 1, закрепленными в корпусе 2, установлены дополнительные диски 3, имеюцие L-образное наклонное поперечное сечение. В основных дисках выполнены отверстия 4.
Наличие этих отверстий обеспечивает возникновение в полостях 5 между осНоВННМН и.дополнительными дисками дополнительной циркуляции среды, которая выходит из зазора а в направлении, противоположном- направлению основного потока через зазор
Наличие встречного потока повыаает сопротивление цели лабирйнтного уплотнения, что приводит к снижению утечки через него.
Проведенные исследования показали, что наибольшая эффективность описываемого уплотнения имеет место при соблюдении следуюцих соотношений ге)
714 0 89
Формула изобретения
1 ометри веских параметрон отдельных частей уплотнения:
Э. Ъц — Do.
Z = (1,3-1,7) т
0,85-1,15; - — — — 0,75-0,9 д
К 5+ Ка
0 2-0 3 5
Z — число отверстий в- диске
Dg — диаметр оКружностИ, на которой расположены отверстия
D„ — наружный диаметр дисков;
Н вЂ” полуразница наружного и внутреннего диаметров дисков;
1 — диаметр отверстий;
S — зазор в уплотнении;
L — толщина дисков;
-к и к — эмпирические коэййи циенты <5 я — аксиальное расстояние между дисками у вала.
Исследованиями было установлено, что наибольший ShA&KT при установке только одного дополнительного диска достигается, когда ои устанавливается в предпоследнем сужении (утечка при этом снижается на 15- .18%). В тех случаях, когда установка .нескольких дополнительных-дисков затруднена и есть возможность установить только один диск, его целесообразно устанавливать именно в предпоследнем сужения. 30
- -При "установке дополнительных дисков за всеми основными был достигнут эффект снижения утечки на 25-:30%.
Лабиринтное уплотнение, выполненное в виде последовательно установленных в корпусе уплотнения кольцевых дисков, внутренние кромки которых образуют с валом лабиринтные щели, о т л и ч а ю щ е е,с я тем, что, с целью повышения эААективности, рядом с основными дисками установлены дополнительные диски с L-образным наклонным поперечным сечением, а в основных дисках выполнены отверстия в количестве Е = (1,3-1,7) вЂ,., при этом соблюдены следующие соотношения:
0,85-1,15; — 0,75-0,95;.
0,2-0,3, где Р— диаметр окружности, на которой расположены отверстия)
Вк — наружный диаметр дисков;
Н вЂ” полуразница наружного и внутреннего диаметров дисгса; д — диаметр отверстий;
S — зазор в уплотнений;
4 - толщина дисков
= 0,4 и К = 0,5 †. эмпирические коэффициенты; — аксиальное расстояние между дисками у вала.
Источники инФормации, принятые во внимание при экспертизе
1. Щегляев A. В. Паровые турбины.
М., Энергия, 1967, с. 159.!
Составитель Е. Мясковский
Редактор И. Гохфельд Техред H.Êîâàëåâà КорректОр I . Решетник —
Заказ 9251/30 . Тираж /095 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4

