Устройство для аварийного сброса сдвижного блистера летательного аппарата
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО СБРОСА СДВИЖНОГО БЛИСТЕРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее ручку аварийного сброса, установленную на окантовке проема блистера, на раме которого закреплены П-образный рельс.контактирующий с верхним рядом роликов, и нижний ряд роликов, контактирующий с рельсом, прикрепленным к окантовке проема блистера и тягу, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем снижения требуемых • для сброса блистера усилий, оно снабжено рядом двуплечих качалок, жестко связанных с валиками, про'ходящими сквозь карманы, выполненные на окантовке, на одних концах плеч которых закреплены ролики верхнего ряда, а другие плечи закреплены на тяге,образующей совместно с системой качалок и валиками параллелограммный механизм в плоскости, параллельной плоскости симметрии П-образного рельса.
СОО3 СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„713107 (дП 4 В 64 С 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
М ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Фиг. /
ГОСУДАРСТВЕННЬ Й КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬПЪЙ (21) 2616633/40-23 (22) 18.05.78 (46) 07.10.86. Бюл. У 37 (72) А.М.Вайсборд, M.È.Èýðàèëüòÿí, Н.П.Фирсанов и О.В.Лагутин (53) 629.7.047.2(088.8) (56) "Вертолет Ми-8, техническое описание",книга II, M. Машинострое-- ние, 1970, с. 16-17.
Вертолет Мн-24А, техническое описание", книга II, М.: Машинострое-ние, 1977, с. 8-9. (54)(57) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВАРИЙНОГО
СБРОСА СДВИЖНОГО БЛИСТЕРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее ручку аварийного сброса, установленную на окантовке проема блнстера, на раме которого закреплены П-образный рельс, контактирующий с верхним рядом ролй ков, и нижний ряд роликов, контактирующий с рельсом, прикрепленным к окантовке проема блистера и тягу, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы устройства путем снижения требуемых для сброса блистера усилий, оно снабжено рядом двуплечнх качалок, жестко связанных с валиками, проходящими сквозь карманы, выполненные на окантовке, на одних концах плеч которых закреплены ролики верхнего ряда, а другие плечи- закреплены на тяге,образующей совместно с системой качалок и валиками параллелограммный ме- I ханизм в плоскости, параллельной . плоскости симметрии П-образного рельса.
713107 2
Изобретение относится к конструктивным элементам летательных аппаратов, а именно к сбрасываемым элементам фюзеляжа, обеспечиваюп;им эвакуа-, цию при аварии.
Известна сдвижная дверь грузовой кабины вертолета, устанавливаемая снаружи на верхней и нижней направляющих и сдвигаемая назад на шариковых сепараторах и роликах. В аварийной ситуации поворотом рукоятки аварийного сброса выводятся из зацепления запирающие штыри, посредством которых скользящий внутри сепаратора полоэок с прикрепленными к нему кроно штейнами соединены с конструкцией двери. !
Наиболее близким предложением из известных является механизм аварийного сбрасывания сдвижной двери летчика вертолета, содержащее ручку аварийного сброса, установленную на окантовке проема блистера, На раме которого закреплены П-образный рельс, контактирующий с верхним рядом роликов, и нижний ряд роликов, контактирующий с рельсом, прикрепленным к окантовке проема блистера, и тягу.
Недостатком таких конструкций является недостаточная надежность работы вследствие больших усилий, требуемых для сброса блистера.
Целью изобретения является повыше- З5 ние надежности устройства путем снижения требуемых для сброса блистера усилий.
Цель достигается тем, что устройство снабжено рядам двуплечих качалок, жестко связанных с валиками, проходящими сквозь карманы, выполненные на окантовке, на одних концах плеч которых закреплены ролики верхнего ряда, а другие плечи закреплены на тяге, образующей совместно с системой качалок и валиками параллелограмный механизм в плоскости, па- . раллельной плоскости симметрии П-об разного рельса.
На фиг. 1 изображена носовая часть. фюзеляжа вертолета, на фиг °,2 — общий вид сдвижного блистера с устрой- ством для аварийного сброса, на фиг.3- 55 разрез А-А фиг. 2; на фиг. 4 — разрез Б-Б фиг. 2; на фиг. 5 - узел I фиг. 2, на фиг. 6 — вид по стрелке В на фиг. 2; на фиг. 7 — разрез Г-Г фиг. 5.
Носовая часть фюзеляжа летательного аппарата 1 содержит блистер 2, который может сдвигаться вдоль по борту, занимая положение, показанное пунктиром.
В верхней части проема установлено устройство для аварийного сброса сдвижного блистера, С целью исключения затенения конструкции этого устройства элементы каркаса фюзеляжа и элементы конструкции самого блистера изображены штрих-пунктирной линией.
Блистер представляет собой раму 3 с остеклением 4. К верхней части ра- . мы прикреплен П-образный рельс 5, направленный вверх своей открытой частью, .а в пазу 6 нижней части рамы расположен ряд роликов 7, катящихся по рельсу 8, прикрепленному к жесткому каркасу окантовки 9 проема блистера. Наружный кран паза 6 короче внутреннего на величину h для облегчения выпадения блистера при аварийном сбросе.
По всему периметру каркаса окантовки 9 в жестком профиле 10 расположен надувной шланг 11 герметизации проема, который в наполненном состоянии прилегает к приливам 12 рамы
3 блистера.
В верхней П-образный рельс 5 входит.ряд роликов 13, плоскость качения которых расположена под углом о
90 к плоскости качения нижнего ряда роликов 7. Каждый ролик 13 крепится одному плечу 14 двуплечей качалки 15, связанной с вадиком 16, проходящим сквозь карман 17 окантовки 9 и снабженным уплотняющим кольцом 18, чем обеспечивается герметичность блистера.Со стороны герметизированного объема на конец валика 16 жестко посажено второе плечо 19 двуплечей качалки 15, шарнирно соединенное тягой
20 с другими двуплечими качалками механизма.
Таким образом, система двуплечих качалок 15, валиков 16 и общей тяги
20 представляет собой параллелограммный механизм в плоскости, параллельной плоскости симметрии П-образного, рельса 5.
В этот же механизм включена и ручка 21 аварийного сброса, соедйнен713! 07 ная с общей тягой 20 и рычагом 22, равновеликим с плечом 19 двуплечих качалок и имеющих ушко 23 с пазом 24 с размером е
Рычаг 22 в нижней своей части имеет выступ 25, входящий в зацепление с упором 26, прикрепленным к тяге 20. Тяга 20 подпружинена относительно окантовки 9 пружиной 27.
Устройство работает следующим образом.
При.возникновении аварийной ситуации поворотом ручки 21 аварийного сброса производят расфиксацию выступа 25 эа счет проскальзывания паза
24 величиной "е" в ушке 23 рычага 22 относительно шарнира erо крепления к тяге 20, при этом ручка поворачивается на угол Р, до положения, показанного пунктиром.
При дальнейшем повороте на угол
Р с помощью тяги 20 производят одно-. временный поворот плеч 14 и 19 двуппечих качалок и роликов 13 на такой
5 же угол Р
При этом ролики 13 катятся по одной из BHóòðåííèõ поверхностей П-образного рельса 5 и убираются вместе с плечом 14 качалки 15 в карман 17 о окантовки 9, переставая препятствовать выпаданию блистера 2. Достаточно надавить теперь на блистер изнутри, и он выпадает наружу поворотом вокруг нижнего рельса 8, освобождая 5 проем для аварийного покидания.
Таким образом повышается надежность работы устройства, так как снижаются усилия, требуемые для сброса блистера.
713107
Составитель О.Лебедева
Техред И.Попович Корректор Л.Патай
Редактор П.Горькова
- Тирах 403
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Заказ 5452/1
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ухгород, ул.Проектная,




