Вяжущее для дорожного строительства
Союз Советскик
Социалистические
Республик
О Л-И С А Н И Е
ИЗОБРЕТЕН Ия и711069 (6 I ) Допол и и тел ьное к а вт. с вид-ву (22) Заявлено 06.06.77 (2 I ) 2494042/2З-05 с присоединением заявки И. (23) Приоритет
Опубликовано 25.01.80. Бюллетень М 3
Дата опубликования описания 28,03..80 (51)M. Кл.
С 08 L 96/00
Е 01 С 7/18
1ееударстеееяМ кекитет
rcc вв деееи изееретение и етернтвв (53) УДЦ 693..l6 (088.8) (72) Автори изобретении
A. П. Архипова, И. В. Филиппов v. В. А. Захаров
Ленинградский филиал Государственного всесоюзного
l дорожного научно-исследователи" кого института (7l) Заявитель (54) ВЯЖУЩЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Изобретение относится к области дорожного и гидротехнического строительства и может быть использовано, например, при строительстве усовершенствованных дорожных покрытий и оснований.
В настояшее время при строительстве покрытий широко используются бнтумоминеральные смеси, содержашие минеральные частицы соответствуюшего гранулометрического состава, вяжушее, неоргани1в рские и органические добавки.
Одним из основных компонентов таких смесей являются вяжушие материалы. В отечественной промышленности в качестве основного вяжушего используются
15 нефтяные битумы ll).
В последние годы в дорожном строи= тельстве стали широко прк еняться битумоминеральные смеси, состояшие из минерального матевиала (шебня), гравия, песка и нефтяного гудрона (2). Нефтяным гудроном обрабатывают минеральные материалы различного гранулометрического состава и получе п ые смеси применяют при строительстве дорожных оснований и нижних слоев дорожных покрытий, для укрепления обочин и других дорожно-строительных работ.
Использование гудрона в качестве вяжушего для дорожного строительства по технической сушностн и получаемому эффекту является наиболее близким к вяжушему по изобретению.
Нефтяные гудроны являются остаточными продуктами переработки нефти и служат сырьем для приготовления нефтяных дорожных битумов.
Однако нефтяные гудроны обладают пониженной вязкостью и неудовлетворительным сцеплением с поверхностью минеральных материалов, что не обеспечивает необходимой прочности и водостоФт(ости битумомпнеральных смесей. Недостаточная прочность и водостойкость битумоминеральных смесей, приготовленных на основе нефтяных гудронов, не позволяет использовать такие сллесп для уст3 71 ройства верхних слоев gopopKHF>Jx покрытий.
Целью изобретения является повышение прочности и водостойкости покрытий на основе вяжущего.
Согласно изобретению поставленная цель достигается тем, что. вяжущее для дорожного строительства на основе нефтяного гудрона дополнительно содержит древесный пек при следующем соотношении компонентов, вес.%: нефтяной гудрон 8,00-95;О древесный пек 5,0 -20,0 древесный пек - это остаточный продукт от перегонки древесныхсмол иа лесохимических заводах. B его состав входят высокомолекулярные компоненты, такие как смоляные, жирные кислоты, карбоиды и другие высокомолекулярные вещества.
При комнатной температуре — это твердое вещество с температурой плавления от
40 100оС.
Введение древесного пека увеличивает вязкость нефтяного гудрона и улучшает его сцепление с поверхностью минераль1069
Технология приготовления смесей нефтяного гудрона с древесным пеком заклю10 чается в том, что нагревают исходные компоненты до температуры 90-100 С и объединяют при тщательном перемешивании.
Изобретение иллюстрируется следующими примерами конкретного исполнения, вес Л :
Смесь ¹ 1: нефтяной гудрон 95 древесный пек 5
Смесь ¹ 2: нефтяной гудрон 88
20 древесный пек 12
Смесь № 3: нефтяной гудрон 80 древесный пек 20
В табл. 1 представлены свойства вя жущего по изобретению в сравнении с гудроном.
Таблица 1
Нефтяной гудрон Смесь
Смесь
¹ 2
Смесь
¹ 3
Наименование свойств
Выдерживает
Выдерживает
Не выдерживает
Выдерживает
Сцепление с каменными материалами:
Не выдержив ает
Выдерживает
Выдерживает
Выдерживает
Результаты испытаний, приведенные в табл. 1, показывают, что древесный пек увеличивает вязкость нефтяного гудрона и обеспечивает необходимое сцепление его с поверхностью минеральных материа. лов.
Этими вяжущими материалами по
;общепринятой технологии обрабатываются минеральные смеси, состоящие из гранитного щебня, песка и минерального порошка.
В производственных условиях битумоминеральные смеси могут приготавливать- 55
Вязкость по стандартному вискозиметру С<<>
5 сек кислых пород, (гранит) основных пород (мрамор) 4 ных материалов, что обеспечивает необходимую прочность и водостойкость битумоминеральных смесей на основе данного вяжущего и позволяет использовать такие смеси для устройства верхних слоев дорожных покрытий. ся как с предварительным смешиванием нефтяного гудрона с древесным пеком, так и с раздельным введением в минеральный материал нефтяного гудрона и древесного пека в принятом соотношении (от 1: 9 до 1:32).
В табл. 2 приведены свойства смесей, состоящих из вяжущего по изобретению и минеральных материалов, в сравнении со свойствами смесей, "остоящих из гудрона с минеральными материалами+
711069
Таблица2
Наименование свойств
Смеси
Небтяной гудрон
Смесь
N 3
Смесь
No 1
Смесь
Я 2
2,39 2,39
2,8
О;3
0,5
0,2
Предел прочности при сжатии в кгс/см при температурах:
20 С
27,0
17,7
14,8
14,7
50 С
16,7
3,6
0,78
0,73
Коэффициент водосто йкости
0,73
Коэ х ициент длительной водос то йкости
0,61 0,50
0,70
0,38
Набухание после длительного водонасышения, % объема
1,6
3,4
Составитель Н. Белых
Редактор С. Лазарева Техред M. Келемещ Корректор . еселовская. В
Заказ 8955/17 Тираж 549 Подписное
БНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб;, д. 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Объемный вес, г/см .Водонасышение, % объема
Набухание, % объема
Из табл. 2 видно, что применение смеси вяжушего по изобретению и минерального материала дает повышение водостойкости и прочности покрытий.
Формула изобретения
Вяжушее для дорожного строительства на основе нефтяного гудрона, о т л и- 35 ч а ю ш е е с я тем, что, с целью повышения прочности и водостойкости покрытий на его основе, оно дополнительно содержит древесный пек при следуюшем соотношении компонентов, вес.% нефтяной гудрон, 80,0-95,0 древесный пек 5,0-20,0
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
М 272881, кл. С 08 Ь 95/ОО, 1969.
2. Методические рекомендации по применению нефтяных гудронов (остаточных битумов в дорожном строительстве).
N., ГипродорНИИ . 1974 г.


