Гидробур
Класс 5а, 19
СССР № 72216
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
N AB7DPGN0MV СВИ4йтЗЩБОТВР--! ! ll» < Ч 1! 1Ц, СИЯ ц, Р. Т. Закиров и С. М. Праведников
Гидробур
Заявлено 14 октября 1940 года в Народный комиссариат нефтяной промышленности СССР за № 36785 (303305) Опубликовано 31 июля 1948 года
Относительно низкий к. п. д. турбобура, ограниченность вращающего момента и мощности, зависимость числа оборотов от нагрузки являются его недостатками.
С целью устранения указанных недостатков турбобура предлагается использование ротационного двигателя уравновешенного типа (фиг. 1 и 2).
Корпус 1 двигателя имеет две рабочие полости, в которых проходят сверху вниз входные каналы Р, из которых выходят внизу выпускные каналы Ра.
В центре корпуса имеется ротор 2 с лопастями 3, находящимися в его пазах. Ротор, примыкая с двух сторон к корпусу, образует в последнем две рабочие полости. Лопасти свободно перемещаются в радиальном направлении, причем их перемещение ограничено стенками корпуса.
При вращении ротора центробежная сила прижимает лопасти к стенкам корпуса. Во время пуска и случайных заеданий лопасти вытаскиваются из пазов при помощи роликов 4, движение которых направляют фасонные канавки на внутренних торцах двигателя.
Для облегчения вытаскивания и вталкивания лопастей давление жидкости на лопасти с внешней и внутренней стороны уравнивается специальными отверстиями в роторе. На внешних концах лопастей имеются резиновые самоуплотняющиеся полосы.
Снизу в корпус плотно вставляется нижняя крышка 5, ориентируема я относительно корпуса при помощи шпонки и имеющая направляющую замкнутую канавку для роликов, отверстия для выхода отработавшегося раствора и сальник.
Верхняя крышка, как видно из фигуры, несколько отличается от нижней.
Корпус с ротором плотно вставляется в прочный стальной кожух б и прижимается соединительным ниппелем 7.
К ниппелю привернута труба 8, соединяющая двигатель с бурильной колонной. Вращение ротора передается долоту через полый вал 9. Для смазки двухстороннего упорного шарикоподшипника 11 предусматривается лубрикатор 10 с поршнем.
Чтобы не применять трудоемкое фасонное литье и в целях износо37 № 72216
Фиг. 2
Фиг. 1 стойкости, корпус изготовляется из ковкого чугуна. Лопасти могут быть сделаны из обычной углеродистой стали, а ротор из хромистой. Двигатель будет работать до тех пор, пока не износится резиновый самоуплотнитель.
Предмет изобретения
Гидробур с использованием по .мещенного в скважину гидравличеОтв. редактор М, М, Акишин
38 ского двигателя с вращающимися поршнями, отличающийся тем, что в качестве такого двигателя применен известный многополюсный одновальный двигатель уравновешенного типа с симметричным равномерным расположением полостей и поршней относительно ротора с целью уравновешения радиальных давлений рабочей среды на ротор и увеличения крутящего момента при заданных габаритах.
Редактор И. Д. Тихомиров