Устройство для измерения крутящего момента
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Свез Советских
Сециалистииеских
Республик (61) Дополнительное к авт. сеид-ву— (22) Заявлено 150578 (21),2617764/18-10 с присоединением заявки Но (23) Приоритет (51) М. Кл. с 01 е 3/14
l осударственный комитет
СССР по делам изобретений н открытий
Опубликовано 0 5.1 1 7 9 Бюллетень М 4 1
Дата опубликования описания 0511.79 (53) УДК 531. 781 (088. 8) (72) Авторы изобретения
А. С. Липовский и Ю. Г. Степанов (71) Заявитель (5 4 ) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ КРУТЯЩЕГО
МОМЕНТА
Изобретение относится к области силоизмерительной техники.
Известное устройство для измерения крутящего момента, содержащее ведущий и ведомый диски, соединенные между. собой пружинаья, механизм преобразования крутящего момента в осевое усилие и регистрирующий прибор в виде пружинного силоизмерителя, не обеспечи вает требуемой точности при измерении быстро изменяющихся моментов (11 .
Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для измерения крутящего момента, содержащее тензометрический датчик силы и механизм преобразования крутящего момента в осевое усилие„ выпал- 20 ненное в виде двух соосных ступиц с фланцами, в конических гнездах которых размещены шарики, и двух упорных подшипников, расположенных концентрично асям ступиц между фланцами и чувствительным элементом датчика силы (2). Недостатком такого устройства также является низкая гочность измерения из-за малой мощности выходного сигнала, обусловленной 30 конструкцией используемого в устройстве чувствительного элемента.
Целью изобретения является повышение точности измерения.
Эта цель достигается за счет того, что чувствительный элемент выполнен в виде двух пластин, перпендикулярных осям ступиц и соединенных между собой регулируемой связью; выполненной в виде болтов с распорными втулками, расположенных параллельно оси ступиц в сквозных отверстиях на периферии пластин и связанных с последними сферическими сухарями.
На чертеже изображено предлагаемое устройство.
Устройство для измерения крутящего момента содержит ведущий 1 и вецомый 2 фланцы, взаимодействующие между собой через шарики 3, установленные в конических гнездах, выполненных во фланцах, имеющих ступицы
4 и 5. Ступица 4 выполнена с центрирующим пояском 6, а в ступице выполнена соответствующая асточка.
На ступицах установлены упорные подшипники 7, передающие усилия от фланцев на чувствительный элемент, выполненный в виде пластин 8 с тензодатчиками 9, расположенными на участках
696314
Формула изобретения
0 пластин с равным сопротивлением изгибу. Концы пластин соединены болтами 10. Для предотвращения защемлениь концов пластин между ними установлены распорные втулки 11. Во втулках и в пластинах выполнены сферические углубления под сухари 12 и 13. Для закрепления устройства на испытуе мой . ашине служат проушины 14.
Устройство работает следующим об- разом.
При передаче крутящего момента ве .дущий фланец 1 стремится повернуться относительно ведомого фланца 2. Бла годаря наличию между фланцами шариков 3, установленных в конических 15 углублениях, крутящий момент преобразуется в осевое усилие, которое раздви.гает фланцы. При перемещении фланцев „взаимодействующих через упорные подши пни ки 7 с пластин ами 8, 29 происходит извиб последних, изменяется сопротивление тензодатчиков 9, соединенных по мостовой схеме. Это изменение сопротивления и, следовательно, разбаланс моста пропорцио- 25 нальны измеряемому крутящему моменту . Полученный электрический си гн ал с дат -i коз поступает на ре гистрирующий при бор.
Использование в устройстве чувст- 3О вительного элемента в виде двух пластин, соединенных регулируемой связью, повышает точность измерения за счет увеличения мощности выходного сигнала, а отсутствие необходимости в усилителе мощности создает большие удобства при испытаниях машин в полевых условиях.
Устройство для измерения крутящего момента, содержащее тензометрический датчик силы и механизм преобразования крутящего момента в осевое усилие, выполненный в виде двух соосных ступиц с фланцами, в конических гнездах которых размещены шарики, и двух упорных подшипников, расположенных концентрично осям сту- . пицы между фланцами и чувствительным элементом датчика силы, о т л и ч аю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности измерения, чувствительный элемент выполнен в виде двух пластин, перпендикулярных осям ступиц и соединенных между собой регулируемой связью, выполненной в виде болтов с распорными втулками, расположенных параллельно оси ступиц в сквозных отверстиях на периферии пластин и связанных с последними сферическими сухарями.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Р346613, кл. G 01 L 3/14, 1969.
2. Патент СшА. Р 3881347, кл. G 01 L 3/14, 1975 (прототип).
ЦНИИПИ Заказ 8755/41
Тираж 1073 Подписное
Филиал ППП Патент, r. Ужгород, ул, Проектная, 4

