Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства
О П И С А Н И Е (»i691319
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Совет скин
Социалистические
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву
2 (22) Заявлено 09,03,76 (2! ) 2334874/27-11 (5 l ) М. Кл.
В 60 К 41/04 с присоединением заявки М (23) П риоритет
1ееудерственньй кепнтет
СССР. ие делан изобретение н открытие (53) УДК 629. 1 1 3585 1 (088 8) Опубликовано 15.10.79. Бюллетень М 38
Дата опубликования описания 16.10 79
О. И. Гирупкий, В. В. Баранов, B. С. Бог
М. H. Дзядык, А. Ю. Пыткин, В. М. Вино (72) Авторы изобретения
Центральный ордена Трудового Краснот о 3 исследовательский автомобильный и автом (НАМИ), Всесоюзный конструкторско-експ институт автобусостроения (71) Заявители (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ АВТСМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
КОРОБКОЙ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспорт ным средствам, а именно к их трансмис сиям.
Для облегчения труда водителей на транспортных средствах, особенно на легковых автомобилях и автобусах, широко используется автоматическое управление коробками передач.
Известно устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства, содержащее клапан переключения передач, сообщающий источник давления рабочей жидкости с.управляющим элементом коробки передач и состоящий из корпуса с расположенным в нем золотника, кннематически связанного с центробежным регулятором через звено, связанное с сопряженным звеном с возможностью ограниченного перемещения относительно него (lj.
Достоинством такого устройства является простота его конструкции.
Во избежание цикличности работы коРобки передач переключения с низшей ступени на высшую и с высшей на низшую известное устройство выполняет при разной скорости движения транспортного средства. Это достигается за счет того, что золотник клапана переключения сту5 . пеней кинематически связан с центробежным регулятором через звено, имеющее. выступ, расположенный в прорези сопряженной детали с возможностью ограни о ченного перемещения относительно нее, В случае необходимости произвести об-ратное переключение ступеней укаэанный выступ перемещается внутри упомянутой прорези обратно, передвигая сопряженную
I5 деталь в другую сторону. Во время перемещения выступа внутри прорези золоч ник удерживается в заданном положении внутри его корпуса лишь за счет силы трения его о корпус, которая невелика. Поэт
Му под действием толчков и силы тяжести золотник может самопроизвольно смещаться, приводя к циклическому переключению ступеней в коробке передач, вызывающему дергание транспортного средства, 1319
1выступ 10 нажимает на сопряженное звено 12 и через шток 13 переставляет золотник 3, который после определенного
В результате включение ступеней в коробке передач происходит более четко.
3 69
Цель изобретения — повышение четкости переключения передач.
Указаййая цель достигается тем, что — золотник упомянутого клапана снабжен фрикционным фиксатором, а корпус выполнен с прорезями, при этом фрикционный фиксатор выполнен в виде сухарей, установленных в упомянутых прорезях корпуса и прижатых к золотнику охватывающей их пруЖиной. 10
На фиг. 1 показано устройство для автоматического управления коробкой передач; на фиг. 2 представлен в увеличенном масштабе фрикционный фиксатор; на фиг. 3 показан разрез А-А (фиг. 2) 15 фрикционного фиксатора; на фйг. 4 представлен участок кинематической связи устройства; на фиг. 5 — разрез Б- Б на фиг. 2.
Устройство для автоматического уйравления коробкой передач содержит клапан 1, состоящий иэ корпуса 3 и pасположенного в нем золотника 3. Золотник 3 снабжен фрикционным фиксатором, выполненным в виде сухарей 4 (см, фиг. 2 и 3), которые установлены в прорезях 5, выполненных в корпусе 2 клапана 1.
Сухари 4 прижаты к стержню 6 золотника 3 охватывающей их спиральной пружиной 7. Золотник 3 кинематически связан с центробежным регулятором 8 через вйполненное в виде рычага звено 9, имеющее выступ 10 на верхнем плече, рас-. положенный в прорези 11 сопряженного звена 12 (см. фиг. 4), связанйого через шток 13 с золотником 3. Внутрь звена 1.2 ввернут винт 14 для регулирования зазора В. Звено 9 установлено на кривошипе 15 валика 16, который посредством рычага 17 и тяги 18 связан
" "= c йедалью управления подачи топлива к двигателю.его перемещения подает жидкость под давлением под микропереключатель 21 для включения высшей ступени в коробке передач. При замедлении движения транспортного средства, например, в случае преодоления им подъема или при уменьшепни подачи топлива к двигателю, верхнее плечо звена 9 поворачивается вправо, а выступ 10 перемешается внутри прорези 11, при этом выбирается зазор
В. В это время золотник 3 удерживается в заданном положении с помощью фрикционного фиксатора, не позволяющего золотнику самопроизвольно передвинуться и преждевременно переключать ступени в коробке передач. После того, как скорость транспортного средства сниэится до определенной величины, выступ
10 на верхнем плече звена 9 нажимает йа винт 14 в звене 12 и переставляет золотййк 3 вправо. Последний открывает окно 22, через которое происходит слив жидкости из под микропереключателя 21, при этом в коробке передач включается низшая передача.
Благодаря тому, что сухари прижаты
K стержню золотника охватывающей их пружиной, предотврашаетс я односторонний прижим золотника к корпусу и уменьшается их ынос.,При этом обеспечивается необходимая стабильность приложенной к золотнику силы трения во весь период эксплуатации коробки передач, что исключает самопрбизвольное его перемещение.
Формула изобретения
Нйжйее плечо звена 9 прижато к во45 дилу 19 центробежного регулятора 8 пружиной 20.
В крышке коробки передач установлен микропереключатель 21, подающий коман50 ду на-переключение в ней ступеней.
Устройство работает следующим образом. При разг0йе транспортного средства водило 19 центробежного регулятора
8 перемещается вправо", поворачивая зве- . но 9 на кривошипе 15. Тогда верхнее ,плечо звена 9 перемещается влево. Гго!
Устройство для автоматического управления коробкой передач транспортного средства, содержащее клапан переключения передач, сообщающий источник давления рабочей жидкости с управляющим элементом коробки передач и состоящий из корпуса с установленным в нем золотником, кинематически связанным с центробежным регулятором через звено, связанное с сопряженным звеном с воэможностью ограниченного перемещения относительно последнего, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения четкости включения передач, золотник упомянутого клапана снабжен фрикцпонным фиксатором, 69 1Э 19
I а корпус выполнен с прорезями, при этом фрикиионный фиксатор выполнен в виде сухарей, установленных в упомянутых прорезях корпуса и прижатых к золотнику охватывающей их пружиной.
Источники информапии, принятые во внимание при экспертизе
1. Дзядык М. Н. и др. Гидромеханическая передача автобуса, "Транспорт, 1968, с. 66, рис. 45.
691319
Составитель В. Ухнин
Редактор Драчевский Техред Л. Алферова Корректор Г. Назарова
Заказ 8829/1 Тираж 804 Подписное
11ЙИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35„Раушская наб., д. 4/5 филиал Г1ПП Патент", r. Ужгород, ул. Проектная, 4



