Устройство для управления электродвигателем постоянного тока
Союз Советских
Социалистических
Рвслублик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДИЕЛЬСТВУ
i » 687551 (61) ll,oïoë íèòeëbíîe к авт. свид-ву— (22) Заявлено 06.06.77 (21) 2493641/24-07 с присоединением заявки Ao— (23) Приоритет— (51) M. Кл .
Н 02 Р 5(06
Гесудврстаенный квинтет
СССР на делам нзобретвннй н еткрытнй (53) УДК 621.316. .718.5 (088.8) Опубликовано 25.09.79. Бюллетень Хо 35
Дата опубликования описания 05.10.79 (72) Авторы изобретения
В. И. Кадель и А. 1О. Гончаров
Всесоюзный научно-исследовательский институт телевидения и радиовещания (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к области электротехники и может применяться в стабилизированных электроприводах постоянного тока.
Известны устройства для управления электродвигателем постоянного тока, содержащие последовательно соединенные основной источник питания, блок стабилизации, устройство ограничения тока и электродвигатель (1), (2) .
При пуске ток двигателя в известном устройстве проходит от основного источника питания через последовательно включенное устройство ограничения тока и блок стабилизации, поэтому время пуска не может быть мало из-за неизбежнйх потерь энергии в последовательно соединенных устройстве ограничения тока и блоке стабилизации.
Расчет блока стабилизации приходится делать исходя из пускового тока двигателя, что при большой кратности этого тока по отношению к номинальному току двигателя приводит к большому завышению установочной мо|цности элементов блока стабилизации и к усложнению схемы. Все это обуславливает потери мощности в режиме стабилизации и снижает КПД и надежность устройства в целом.
Целью изобретения является повышение
КПД устройства.
5 Это достигается тем, что в устройство для управления электродвигателем постоянного тока, содержащее последовательно соединенные основной источник питания, блок стабилизации, устройство ограничения тока, введены дополнительный источник nuio тания. и тиристор, соединенные между собои последовательно и согласно и подключенные параллельно электродвигателю.
На фиг. 1 приведена функциональная схема устройства; на фиг. 2 — вариант
is выполнения с конкретной схемой дополнительного источника питания; на фиг. 3— графики, поясняющие работу устройства.
Устройство содержит последовательно включенные основной источник 1 питания (см. фиг. 1), блок 2 стабилизации, устройство 3 ограничения тока, электродвигатель 4.
Параллельно электродвигателю подключены последовательно соединенные тиристор 5 и дополнительный источник 6 питания.
687551
Дополнительный источник питания может быть выполнен в виде конденсатора 7 (см. фиг. 2), соединенного через резистор 8 с основным источником 1 питания.
Работа устройства происходит следующим образом.
Ограничитель 3 тока ограничивает ток на выходе блока 2 стабилизации на уровне (см. фиг. 3). несколько большем, чем номинальный ток двигателя 4 в режиме стабилизации с учетом возможных колебаний тока в этом режиме. Тиристор 5 открывается, когда на его управляющий электрод приходит импульс, соответствующий команде
«Пуск», в этом случае двигатель получает питание в основном от дополнительного источника 6 — ток ig. Незначительная часть тока двигателя поступает от блока 2 стабилизации через устройство 3 ограничения тока (фиг. 3). Поскольку на внутреннем сопротивлении дополнительного источника б происходит падение напряжения, то на двигателе 4 напряжение возрастает плавно, а ток двигателя 4 по мере увеличения скорости его вращения уменьшается. В момент времени t» ток двигателя 4 снижается до величины тока, который поступает от блока 2 стабилизации i>, т. е. ток от дополнительного источника 6 питания становится равен нулю, а напряжение на двигателе 4 достигает величины напряжения дополнительного источника 6 питания. Поскольку ток через тиристор 5 становится равным нулю, тиристор закрывается и дальнейший разгон двигателя
4 (4 — tg) осугцествляется от блока стабилизации, который обеспечивает ток 1, достаточный для окончания разгона двигателя, так как к моменту времени t скорость двигателя близка к номинальной. В момент времени t режим пуска двигателя 4 оканчивается и наступает режим стабилизации, когда от блока 2 стабилизации в двигатель поступает номинальный ток двигателя ia, а напряжение на двигателе равно
1,. Таким образом, энергия для пуска двигателя 4 поступает от дополнительного источника 6, минуя блок 2 стабилизации и устройство 3 ограничения тока, тем самым время пуска может быть сделано сколь угодно малым, в зависимости от мощности дополнительного источника 6 и тиристора 5.
В режиме пуска блок 2 стабилизации отдает в двигатель 4 небольшой по величине ток 1,, поэтому элементы блока 2 стабилизации и устройства 3 ограничения тока могут быть рассчитаны только лишь на режим стабилизации. Это позволяет упростить схему, применить элементы с небольшой установочной мощностью, что приводит к уменьшению потерь мощности в режиме стабилизации и к повышению КПД и надежности устройства.
С целью упрощения дополнительный источник 6 может быть выполнен на конденсаторе 7 и резисторе 8 (см. фиг. 2). Конденсатор 7 отдает накопленную от основного источника через резистор 8 энергию при пуске двигателю 4, напряжение на конденсаторе изменяется в соответствии с графиком на фиг. 3. Отключение тиристора 5 происходит при равенстве напряжений на двигателе 4 и конде нс ато ре 7.
Формула изобретения
2$
Устройство для управления электродвигателем постоянного тока, содержащее последовательно соединенные основной источник питания, блок стабилизации, устройство ограничения тока, отличающееся тем, что, с целью повышения КПД устройства, в него введены дополнительный источник питания и тиристор, соединенные между собой последовательно и согласно и подключенные параллельно электродвигателю.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Леоненко Л. И. и Овсянников О. С.
О допустимых ограничениях выходного тока усилителей в электроприводах.— В сб.: «Электронная техника в автоматике». Вып. 7, 1975, о с. 89 — 93.
2. Авторское свидетельство СССР № 514408, кл. Н 02 P !/04, 1976.
687551
Фиг.3
Составитель В. Самохин
Техред О. Луговая Корректор M. Селехман
Тираж 857 Подписное
ЦН И И ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал П П П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Редактор О. Степина
Заказ 5738/50


