Способ улучшения качества дизельного топлива
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
, 687108 (Sl) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.11.75 (21) 2192872/23 — 04 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл
С 10 1 1/02
Гесударстмнаий квинтет
СССР аа делам нзобретеннй я аткрмтнй
Опубликовано 25.09.79. Бюллетень № 35
Д,ата, опубликования описания 25.09.79 (53) УДК 665.75 (088.8) (72) Автори изобретения
А. С. Султанов, 3. А. Сапожникова, А. Абдукадыров, А. К. Махмудов, Н. Б. Свердлова и А. А. Тумасова (71) Заявитель
Среднеазиатский научно-исследовательский институт нефтеперерабатывающей промышленности (54) СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Изобретение относится к способам улучшения качества дизельного топлива, а именно понижения его температуры застывания.
Известен способ улучшения качества дизельного топлива, в частности его температуры застывания, путем гидрокрекинга вакуумного газойля на установке с неподвижным слоем катализатора при температуре 425 С и давлении
50 ати (1).
Однако этот способ требует дорогостоящего технологического оформления с применением катализаторов, давления и высокой температуры.
Более близким техническим решением к изобретению является способ улучшения качества дизельного топлива путем обработки его ультразвуком (2) .
В результате обработки топлива ультразвуком по такому способу происходит улучшение целого ряда его свойств, например, гомогенизация состава, теплотворной способности.
Однако низкотемпературные свойства топлива улучшаются недостаточно.
Цель изобретения — повышение температуры застывания топлива.
Поставленная цель достигается тем, что топливо предварительно перед обработкой ультразвуком смешивают с бензиновой фракцией и отгоняют эту фракцию после обработки полученной смеси ультразвуком.
Каждый нз эпох приемов (в отдельности) не обеспечивает высокого эффекта понижения температуры застывания. Так, смешивание дизельного топлива с вторичным бензином и последующей отгонкой бензина не привело к понижению температуры застывания, а облучение дизельного топлива без добавления вторичного бензина привело к снижению температуры застывания только до — 19 С.
Применение изобретения исключает применение катализатора, который составляет основную стоимость в удорожании дизельной фракции и совтветствующей каталитической установки и заменяется простым в оформлении высокопроизводительным способом снижения температуры застывания дизельного топлива, 3 687108
В качестве сырья служат. дизельная фракция с температурой застывания — 8 С н пироконденсат Уфимского завода синтеза слирта (фракция н. к. — 200 С).
Пример 1. В ванну ультразвукового генератора УЗà — 10 — 22 помещают сосуд с дизельным топливом (400 мл) и облучают в течение 5 мнн при комнатной температуре (25 С). Мощность генератора при эксперименте составляет 10 кВт, частота колебаний ульт- 10 раэвука 21 кГц, ток подмагничивания 30 А.
Температура застывания дизельной фракции после облучения равна — 19 С.
Пример 2. В ванну генератора помещают сосуд со смесью дизельного топлива и пироконденсата, взятыми в равных соотношениях. Облучение ультразвуком проводят в условиях примера 1, отгоняют бензиновую фракцию и определяют затем температуру застывания дизельного топлива, которая оказалась равной -35 С.
Пример 3. В отличие от примеров
1 и 2, дизельное топливо после смешивания с пнроконденсатом в том же соотношении подвергается обработке ультразвуком в течение 10 мин. После отгонки бензиновой фракТаблица 1
Температуры, С
Процент выкипевшей фракции
Образцы по примерам i:г
Начало кипения, С
200 205 215
247 245 . 240
300, 298 275
98
Таблица 2
Характеристика образцов
Дизельное топливо после обДизельная фракция из примера 3
Исходное дизельное опливо луче ния
Цетановое число
44,41
33,78
44,60
Углеводородный состав: метанонафтены
62,0
56,0
70,0 н-парафины
17,0
11,0
12,6 изо-парафины + нефтены 45 0
45,0
57,4 ароматические углеводороды
38,0
44,0
4,0
23,0 легкая ароматика
34,0
21,0
15 тяжелая ароматика смолообраэная часть .
Наблюдаемый эффект резкого снижения температуры застывания дизельного топлива достигнут эмпирически. Беэ смешивания дизельного топлива с пироконденсатом такой большой результат снижения .температуры эастываИспользование ультразвука и добавки пироконденсата в дизельное топливо понижает температуру застывания последнего в 4,5 раза, что позволяет применить его, как зимнее дизельное топливо. ции температура застывания дизельного топлио ва равна — 35 С, однако в этом случае наблюдалось газообразовавие из-за длительности опыта и более глубокого превращения.
Таким образом, при температуре 25 С в течение 5 мин с помощью облучения ультразвуком смеси и дальнейшей отгонки иэ нее бензиновой фракции получают дизельное топливо с температурой застывания — 35 С.
Анализ исходной и получаемой смесей приведены в табл. 1 и 2.
Составитель H. Богданова
Техред И.Асталош Корректор А. ГРиценко
Редактор Т. ЗУбкова
Тираж 609 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 5672/26
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4
5 687 ния достигнут не был, В пиробензине содержится большое количество легко реагируемых предельных и непредельных углеводородов, которые под действием ультразвука взаимодействуют с дизельным топливом. Ультразвук активирует и другие химические процессы, уменьшается количество тяжелой ароматики и увеличивается количество легкой. Вероятно, меняется состав нафтенов и изопарафинов и т. д.
Изобретение исключает применение реакторов и катализатора, дает возможность заменить дорогостоящий каталитический процесс.
108 6
Формула изобретения
Способ улучшения качества дизельного топлива путем обработки его ультразвуком, отличающийся тем, что, с целью понижения температуры застывания топлива, его предварительно смешивают с бензиновой фракцией и отгоняют эту фракцию после обработки полученной смеси ультразвуком.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1, доклады АН УЗССР, 1971. Р 1, с. 35-36.
2. Курибаяси Садатомо СЗйсаы .гидэюцу, Prod. Techn." 1970, 25, Н 8, 1-14.


