Импульсивный вариатор скорости
1) ц 682706
ОП И САН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2437418/25-28 с присоединением заявки № (51) М, Кл.
F 16Н 29/02
Опубликовано 30.08.79. Бюллетень № 32
Дата опубликования описания 30.08.79 по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.835 (088.8) (72) Автор изобретения
Б. А. Лабковский (71) Заявитель
Ижевский сельскохозяйственный институт (54) ИМПУЛЬСИВНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ
Государственный комитет (23) Приоритет
Изобретение относится к машиностроению.
Известен импульсивный вариатор скорости, содержащий ведущий вал с коноидами, ведомый вал с размещенными на нем механизмами свободного хода, и толкатели, связанные с механизмами свободного хода и взаимодействующие с коноидами(1).
Недостатками известного вариатора являются неравномерность вращения ведомого вала и малый срок службы контактируемых поверхностей коноидов с толкателями вследствие их точечных контактов.
Целью изобретения является увеличение равномерности вращения ведомого вала и срока службы, Цель достигается тем, что коноиды выполнены в виде соединенных в осевом направлении плавными переходными участками кулачков, каждый из которых спрофилирован так, что в фазе подъема толкателя обеспечивается постоянное на этом кулачке передаточное отношение U„ посредством выбора радиуса-вектора r„ профиля кулачка по следующей зависимости:
rÄ = r, + L cos (z, + У„р) >(х Vt);р,+и„t)+ ю, где rю — радиус нач IbHoH шайбы кулачка;
L — расстояние от оси вращения кулачка до оси вращения толкателя;
5 рю = агсв1п — ;
L р — угол подъема профиля кулачка.
На фиг. 1 изображена схема импульсивного вариатора скорости; на фиг. 2 — раз10 рез А — А на фиг. 1.
Импульсивный вариатор скорости содержит ведущий вал 1 с коноидами 2 и 3, ведомый вал (на фигурах не показан) с размещенными на нем механизмами 4 свобод15 ного хода, толкатели 5 и 6, связанные с механизмами свободного хода и взаимодействующие соответственно с коноидами 2 и
3. Толкатели 5 и 6 подпружинены упругими элементами 7. Коноиды 2 и 3 смещены относительно друг друга в окружном на2-.. правлении на угол —, где z — число толкателей, и выполнены в виде соединенных в осевом направлении плавными переходными участками кулачков, каждый из которых на угле подъема ц)и спрофилирован по следующей зависимости:
rÄ = r, + L cos (Р, + У„р) ><
682706
Фиг. 1 таким образом, что в фазе подъема толкателя обеспечивается постоянное на этом кулачке передаточное отношение U„, а толкатель вращается с постоянной скоростью >>Ю> 5 где а — скорость вращения кулачка;
r„— радиус-вектор профиля и-ro кулачка;
ro — радиус начальной шайбы кулачка;
L — расстояние от оси вращения кулач- 1р ка до оси вращения толкателя;
r0 р, = arcsin — .
Импульсивный вариатор работает следу- 15 ющим образом.
При вращении ведущего вала 1 толкатели 5 и 6, взаимодействуя с поверхностями коноидов, через механизмы 4 свободного хода поочередно передают движение ведо- 2р мому валу. При необходимости изменения величины передаточного отношения коноиды 2 и 3 перемещают в осевом направлении по валу 1 до тех пор, пока толкатель
5 или 6 не начнет полностью контактировать с соседним участком равномерного движения на подъеме. При выборе угла
2л
cp) — подъем с постоянной скоростью одного толкателя еще продолжается, когда начинает движение с такой же постоянной скоростью другой толкатель. Это приводит к тому, что заклинивание и расклинивание механизмов свободного хода не сопровождается ударами, ведомый вал вращается равномерно, а вследствие того, что контакт толкателя с кулачком происходит по всей ширине толкателя, увеличивается срок службы пары кулачок — толкатель.
Формула изобретения
Импульсивный вариатор скорости, содержащий ведущий вал с коноидами, ведомый вал с размещенными на нем механизмами свободного хода, и толкатели, связанные с механизмами свободного хода и взаимодействующие с коноидами, отличающийся тем, что, с целью увеличения равномерности вращения ведомого вала и срока службы, коноиды выполнены в виде соединенных в осевом направлении плавными переходными участками кулачков, каждый из которых спрофилирован таким образом, что в фазе подъема толкателя обеспечивается постоянное на этом кулачке передаточное отношение U посредством выбора радиуса-вектора г„профиля кулачка по следующей зависимости:
r, = r, + L cos(I10+ У„р) )< где г0 — радиус начальной шайбы кулачка;
L — расстояние от оси вращения кулачка до оси вращения толкателя;
r0 р, = arcsin —;
cp — угол подъема профиля кулачка.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Хо 367298, кл. F 16Н 29/02, 1966.
682706
Д-Д уиг. 2
Составитель А. Кузнецов
Корректоры: Л. Орлова и Е. Осипова
Редактор Н. Аристова
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1791/12 Изд. № 499 Тираж 1139 Подписное
НПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


