Вяжущее для дорожных бетонов
к - . -. >.
О П И-(:- А"Н И Е о)682543
ИЗОБРЕТЕН И Я
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 07.02.77 121) 2451076/23-05 (51) М.КЛ. С 08 L 95/00
//Е 01 С 7/30 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (43) Опубликовано 30.08.79. Бюллетень ¹ 32 (53) УДК 691.16(088.8) (45) Дата опубликования описания 30.10.79
Государственный комитет по делам изобретений и открытий (72) Автор изабретения
В. Д. Ставицкий (71) Заявитель (54) ВЯЖУШЕЕ ДЛЯ ДОРОЖНЫХ БЕТОНОВ
Глубина проникания иглы (в град. пенетрации) при температуре, С:
Температура размягчения, С
Растяжимость при 25 С, сл
80--120
10 — 30
45 — 40
90 — 100
Изобретение касается получения дорожHG-строительных материалов, в частности вяжущих, применяемы при строительстве автомобильных дорог.
Известно дорожное вяжущее, содержащее 9,1 — 50% смолы пиролиза бензиновых фракций и 50 — 90,9% кубового остатка колонны дистилляции сырого эфира прп производстве ди метил терефтал а (1). В я ж i øoo имеет жидкую консистенцию и соответственно низкие прочностные свойства, вследствие чего оно может. быть применено только для укрепления грунтов при строительстве дорог, а не для дорожных бе-.онов.
>По технической сущности и и-;.,час:.:зму эффекту наибо "ee близкое к изобре-.снию вяжущее, содержащее 10 — 70о/о смолы пиролиза бензиновых фракций и 30 — 90",о наполнителя — светлой инденкумароновой смолы 12).
Оно характеризуется следующим::"казателями:
Адгезия, балл: к мрамору 5— к граниту 4
Температура хрупкости, С (+0,5) — (— 0,5)
Ооласть применения этого вяжущего
or раничпвается низкой морозостойкостью, характеризуемой температурой хрупкости.
Цель изобретения — снижение темпера10 туры хр .пкостп.
Это достигается тем, что вяжущее, включающее смолу пиролиза бензиновых фракций и модификатор, в качестве модификатора содержит продукт крекинга гид15 ролизного лнгнпна в кубовом остатке колонны дистилляцпи диметилтерефталата с температурой размягчения 90 — 150" С и удельным весом 1,26 — 1,31 г/слз при следующем соотношении компонентов, вес. %:
20 Смола rrrripo.arraa бензиновых фракций 20 — 70
Модификатор 30 — 80
Смола пиролиза бензиновых фракций
r»reer вязкость С z 6,5 — 10 с и тсмперату25 ру застывания не выше — 5 С.
Продукт крекинга готовят в течение 50—
90 мин при 305 — 315 С путем совмещения
1 ч гидролизного лигнпна с 5 — 8 ч кубов-..го остатка колонны дистилляцип дпмстил30 т ерефталата.
Содержание модификатора (вес, ) в составе
Показатель
1 2
Глубина проникания иглы (в град. пепетраиllH) прн температуре, С:
120 : 250
95 170
30, 80
12 50
Те .:пература размягчения по методу К. п. Ш, "С
25 С, 40, 31
Более 100 !)О
60 52
90 100 (5 (5
5 4
1,24 1,15
Адгезня, оалл: к мрамору к граниту
3 дельный ве, г/с.и
5 о
1,14; 1,09
Температура хруп:<ости по Фраасу, =C — 8,5 — 10 — 13,5
Формула изобретения
Составитель Г. Мншепзннкова
Техрсд Н. Строганова
Корректор И. Симкина
Редактор Л. шакова
Заказ 762/973 Изд. № 489 Тираж 591 Подписное
PIII0 «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Тип. Харьк. фил. пред. «Патент»
Гидролизный лигнин может иметь крупность до 20 мм и вла KHocTb 30 — 40%. В зависимости от соотношения ингредиентов и продолжительности крекинга температура размягчения модификатора составляет 90—
150 С.
Таким образом, основные свойства предлагаемого вяжущего практически те же, что и свойства известного, при более высокой морозостойкости предлагаемого вяжущего.
Использование продукта крекинга вместо инденкумароновой смолы обеспечивает снижение стоимости предлагаемого вяжущего примерно в 9 — 12 раз, позволяя его применять для массового строительства дорожных покрытий.
Оптимальный состав вяжущего зависит от географического района строительства.
Для южных районов наиболее приемлемы составы № 1 и 2, для центральных ¹ 2 и 3, для северных — № 4.
Вяжущее для дорожных бетонов, вклюВяжущее готовят объединением смолы пиролиза бензиновых фракций, нагретой до
90 — 120 С, с продуктом крекинга, нагретым до 250 — 280 С.
Свойства вяжущего приведены в таблице. чающее смолу пиролиза бензиновых фракций и модификатор, отлич а ю щее с я
10 тем, что, с целью снижения температуры хрупкости, в,качестве модификатора оно содержит продукт крекинга гидролизного лигнина в кубовом остатке колонны дистилляции диметилтерефталата с температурой
15 размягчения 90 — 150 С и удельным весом
1,26 — 1,31 г/смз при следующем соотношении компонентов, вес. %:
Смола пирол иза бензиновых фракций 20 — 70
20 Модификатор 30 — 80
Источники информации, причятые во внимание при экспертизе:
1. Авторское свидетельство СССР
25 № 322457, кл. Е 02 D 3/14, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР № 429067, л. кл. С 08 L 45/02, 1969.

