Способ определения разгерметизации регенератора газотурбинного газоперекачивающего агрегата с дизельэлектростанцией
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ РЕГЕНЕРАТОРА ГАЗОТУРБИННОГО ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА С ДИЗЕЛЬЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ, заключающийся в том, что подают в воздушный тракт регенератора смесь сжатого воздуха с газообразным индикатором и визуально фиксируют утечки этой смеси, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса контроля, в качестве индикатора используют продукты неполного сгорания топлива и подают их, эжектируя природным газом, отбираемым из газопровода.«7 ^А ^/.25/V.If- -15ВЗхСП05^нйьСПюч /Ч/^233til(Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧ ЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ .Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 2447505/25-28 (22) 28.01 ° 77 (46) 07. 09. 87. Бюл. Ф 33 (71) Всесоюзный научно-исследовательский институт природных газов "ВНИИГАЗ" (72) С.П.Зарицкий, В.И.Корнеев и В.А.Щуровский (53) 620.165.29 (088.8) (56) 1. Авторское свидетельство СССР
Р 333432, кл. G 01 M 3/26, 1970.
2. Авторское свидетельство СССР
У 366371, кл. G 01 M 3/20, 1973. (5и 4 С 01 M 3/20, F 02 С 7/10 (54)(57) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗГЕРМЕТИЗАЦИИ РЕГЕНЕРАТОРА ГАЗОТУРБИН—
НОГО ГАЗОПЕРЕКАНИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА
С ЛИЗЕЛЬЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ, заключаю— шнйся в том, что подают в воздушный тракт регенератора смесь сжатого воздуха с газообразным индикатором и визуально фиксируют утечки этой смеси, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса контроля, в качестве индикатора используют продукты неполного сгорания топлива и подают их, эжектируя природным газом, отбираемым из газопровода.
674512
Изобретение относится к области испытания устройств на герметичность, в частности, к способам определения разгерметизации регенератора газо6 турбинного газоперекачивающего агрегата с дизельэлектростанцией.
Известен способ определения разгерметизации емкости, работающей под давлением, посредством индикаторного 10, гàза, который подают B гальваническую ячейку с твердым электролитом, обладающим ионной проводимостью, измеряют электродвижущую силу ячейки
/ и по ее изменению определяют величи- >5 ну утечки.
Однако, этот способ относительно сложен в реализации и не позволяет обеспечить постоянного контроля за герметичностью регенератора на ра- 20 ботающем газотурбинном газоперекачивающем агрегате.
Ближайшим по технической сущности к данному предложению является способ определения разгерметизация регенератора газотурбинного газоперекачивающего агрегата с дизельэлектростанцией, заключающийся в том,что . подают в воздушный тракт регенератора смесь сжатого воздуха с газообраз- 30 ным индикатором и визуально фиксируют утечки этой смеси, Однако и этот способ не позволяет обеспечить постоянного контроля за герметичностью регенератора на работающем газотурбинном газоперекачивающем агрегате, а также относительно сложен при реализации.
Целью настоящего изобретения является упрощение процесса контроля. 40
Указанная цель достигается тем, что в качестве индикатора используют продукты неполного сгорания топлива и подают их, эжектируя пряродным газом, отбираемым из газопровода.
На чертеже приведена схема газотурбинного газоперекачивающего агрегата с дизельэлектростанцией, реали— зующего предлагаемый способ.
Газоперекачивающий агрегат содер- Б0 жит компрессор 1, сообщенный через воздушный тракт 2 регенератора 3 с камерой 4 сгорания, соединенной газоходом с турбиной 5 высокого цавления привода компрессора 1, выход которой сообщен через проточную часть силовой турбины 6 низкого давления привода нагнетателя 7, выхлопной газоход 8 газотурбинной установки,включающий газовый тракт 9 регенератора
3, с отводной шахтой 10.
Агрегат содержит также дизельэлектростанцию собственных нужд,обеспечивающую агрегат электропитанием и состоящую из дизеля 11 и приводимого им генератора 12. Кроме того, имеется резервный дизель (на чертеже не показан) °
Выхлопная магистраль с задвижкой
13 дизеля 11 имеет отвод 14, который через задвижку 15 соединен с низконапорным соплом 16 эжектора 17, высоконапорное сопло 18 которого, через трубопровод 19 с регулируемым клапаном 20, подключено к тракту 21 вса— сывания нагнетателя 7, а выходная часть 22 эжектора 17 соединена трубопроводом 23 через заслонку 24 с входом воздушного тракта 2 регенератора 3.
Выхлопная магистраль перед задвижкой 13 имеет отвод 25 с регулируемым клапаном ?6, соединяющим магистраль с отводным трубопроводом (на чертеже не показан), через который выхлопные газы дизеля выбрасываются в атмосферу при закрытой задвижке 13.
При работе агрегата сжатый в компрессоре 1 воздух поступает, пройдя через воздушный тракт 2 регенератора 3, в камеру сгорания 4. Образовавшиеся в результате сгорания топливного газа в воздухе продукты сгорания поступают B турбину 5 высокого давления, где отдают часть располагаемой энергии на привод компрессора 1.
Далее, продукты сгорания отдают энергию, необходимую на привод нагнетателя 7, расширяясь в турбине 6 низкого давления, после чего, двигаясь по газоходу 8, отдают тепло воздуху в газовом тракте 9 регенератора 3 и в виде выхлопных газов выбрасываются через отводную шахту 10 (задвижка 13 открыта, клапан 26 закрыт) в атмосферу.
При необходимости проверки регенератора 3 на герметичность без останова газоперекачивающего агрегата, поддерживая неизменным расход воздуха через дизель 11, увеличивают подачу в него топлива, после чего, после— довательно открывают клапан 26, закрывают задвижку 13, открывают за— движку 15, клапан 20 и заслонку 24.
Составитель С.Простов
Редактор Н,Сильнягина Техред В.Кадар
Корректор С.Черни
Заказ 4059 Тираж 776
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 6745
В результате этого природный гаэ, отбираемый из тракта 21 всасывания по трубопроводу 19 с клапаном 20, ис— текая из высоконапорного сопла 18
5 эжектора 17, эжектирует продукты неполного сгорания дизельного топлива, поступающие по отводу 14 с задвижкой
15 к низконапорному соплу 16.
Смесь природного газа и продуктов 1р неполного сгорания дизельного топлива из выходной части 22 эжектора 17 поступает по трубопроводу 23 с заслонкой 24 на вход воздушного тракта
2 регенератора 3. Оставшаяся часть 15 выхлопных газов дизеля 11 выбрасывается через отвод 25 с клапаном 26 в атмосферу. Изменяя расходы рабочих тел клапанами 26 и 20, устанавливают .необходимые параметры смеси, подава- 2р емые на вход тракта 2.
Подмешивание продуктов неполного сгорания к воздуху визуалиэирует рабочее тело, поступающее в воздушный. тракт 2 регенератора 3. Если имеется 25 разгерметизация, то попадание рабочего тела из воздушного тракта 2 в газовый тракт 9 и непосредственно в шахту 10 приведет к визуализации выхлопных газов газотурбинной установ- 30 ки, выходящих из отводной шахты 10 (продукты сгорания природного газа в воздухе бесцветны) . Та часть продуктов сгорания, которая попадает в камеру 4 сгорания, там догорает и обесцвечивается. Поэтому наличие цвета у выхлопных газов свидетельствует о наличии неплотностей и утечек через них в регенераторе.
Если регенератор вынесен иэ отводной шахты 10, то по цвету выхлопных газов судят о внутренних утечках (из воздушного тракта в газовый), а внешние — определяют визуально в месте утечки.
После проверки открывают задвижку
13, закрывают клапан 20, закрывают клапан 26, и выдавливают воздухом продукты неполного сгорания дизельного топлива из эжектора 17 по отводу 14 в выхлопную магистраль дизеля 11 (для исключения загружения стенок от отложений), после чего за- крывают заслонку 24 и задвижку 15.
Генератором продуктов неполного сгорания может быть также резервный дизель или дымовая шашка.
Упрощение процесса контроля обусловлено отсутствием необходимости остановки агрегата и отсоединения регенератора, а также использования дополнительного оборудования, обеспечивающего перепад давления между трактами регенератора.


