Устройство для обмена вагонеток при проходке однопутевых выработок
ОЛИСА КЕ
ИЗОВРЕТЕН ИЯ ватеитно н -техническая
Сеенз Ссеат нмк
СоцНалистммесеа
Республик
< 673742 (61) Дополнительное к авт. свид-ву(22) Заявлено 19Я5.77(21 } 2487459/22 03 с присоединением ааявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.07.79Áþëëåòåíü №26 г (51} М. Кл.
Е 213 13/02
Гееударетеененк кометет
СССР ке делам аеебретенкй в вскрытие
«Х (53) УДК 622.675..4(088.8) Дата опубликования описания 18.07-.79 (72) Автор . изобретения
Е, И. Добросердов.
Среднеазиатский научно-исследовательский и проектный институт цветной металлургии Средазнипроцветмет" (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБМЕНА ВАГОНЕТОК
ПРИ ПРОХОДКЕ ОДНОПУТЕВЫХ ВЫРАБОТОК
Изобретение относится к горнорудной промышленности и может быть использовано на вывозке породы при проходке однопутных откаточных выработок. .Ф
Известно устройство для обмена вагонеток - накладные плиты, основной частью которых является цельная плита, располагаемая на поверхности рельсов
l 1l.
При обмене порожнюю вагонетку раз мещают на плите, застопоривают колеса и с помощью мускульной силы сдвигают в сторону. После прохода состава ваго нетку вновь совмещают с рельсами и подают под выгрузку.
Недостатком приведенного устройства для обмена вагонеток являются значительные затраты мускульной силы, а также опасность для рабочих, участвую . щих в процессе обмена.
Известно устройство для обмена вагонеток - роликовая платформа, включающая . раму, передвижную каретку и ручной стопорный механизм, который содержит закрепленный на каретке валик с рукояткой на конце и тормозной стержень, посаженный на него f2)
При обмене порожнюю вагонетку, подаваемую электровозом, фиксируют на каретке тормозным стержнем, который приводят в вертикальное положение поворотом вела с рукояткой. Затем каретку посредством мускульной силы перекатывают в сторону. После прохода соста ва в сторону от забоя, каретку вновь возвращают на пути, тормозной стержень приводят в горизонтальное положение и скатывают на пути. вагонетку, которую электровозом подают под погрузку.
Время на обмен груженых вагонеток на порожние составляет 2-2,5 мин. При работе платформу обслуживают двое рабочих.
36
Недостатком известного устройства являются значительные затраты труда на обмен вагонеток, сопряженного с опасностью для рабочих, обслужпвиющих устройство.
* 673742
Целью изобретения является снижение трудоемкости и повышение безопасности работ при обмейе вагонеток.
Цель достигается тем; что стопорный
Механизм Сойержит "Й5вЪрИТфй втулку— со стопорящим гребнем, шарнйрно соеаиненный с втулкой подпружиненный ры.чаг с собачкой, расйоложенный гй отношению к -стопорящему гребню под углом
90, при этом "йа" втуйке выполнейа про- 10
l резь для собачки и закреплено зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с под- : йружиненной зубчатой рейкой, а ось втул -ки" имеет канавку, совпадающую c iipo-" резью втулки, и, зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с подпружинейной зубчатой рейкой с хвостовиком, взаимодействующим с ограничителем, закрепленным на раме, имеющей силовой цилиндр, соединенный с кареткой.
На фйг. 1 изображено описываемое устройство, вид сбоку; на фиг. 2 — то " же, вид в плане; на фиг. 3 . — вид по стрелке А на фиг.1; H& фиг. 4 - кинема тическая схема стопорящего механизма; на фиг. 5 - узел I на фиг. 4.
Устройство для обмена вагонеток содержит раму 1, изготовленную иэ швелперных балок, попками внутрь с ролйко- ойорами 2 и 3, приспособлением 4 для крепления рамы к подошвам рельсов от-. каточного пути, и ограничителями 5, пе-редвйжную каретку 6, опйрающуюся с одной стороны на ось копесного ската 7, движущегося вместе с платформой на нижней попке рамы 1, с другой = на короткйе ролйки 8 и длинный ролик 9, на каретке 6 закреплены отрезки рельсов
10, концы которых с одной стороны ско40 шены, с другой — специально выгнуты, а также автоматический стопор 11, который ймеет расположенную coocho rrys поворотную втулку 12 (фиг. 4) с зак ренленным на ней стоцоряшим гребнем.
13 и шарнирно соединенным рычагом 1с собачкой и пружиной 15. Рычаг 14 . собачкой расположен по отношейию к о стопорящему гребню 13 под углом 90 .
Втулка 12 имеет также" rIpop6i5 под собачку рычага 14. На одном конце втуп$0 ки закреплено зубчатое колесо 16, находящееся в зацеплении с зубчатой рейкой
17, снабженной пружиной 18.
Ось втулки 19, - опирающаяся йа поа55 шипники 20, имеет канавку 21, совпадающую с прорезью на втулке 12 при ее повороте, а также зубчатое колесо 22 находящееся в зацеплении с поапружи —
4 ненной зубчатой рейкой 23 с хвостовисом 24 и пружиной 25.
Для сообщения каретки возвратно-по
-стуйательного" движения использован ди
- станционно управляемый пневматический цилиндр 26, закрепленный на раме 1, со штоком 27, соединенным с кареткой 6.
Устройство работает следующим образом. Состав порожних вагонеток с электровозом в" "голове состава движется к забою и цепляет груженую вагонетку В это время каретку 6, находящуюся в смещенном положении, посредстврм ди- стайциойно"управляемого пневматического цилиндра со штоком устанавливают соосно откаточному пути. Электровоз с составом вагонов, двигаясь в обратном направлении (от забоя), подает на каретку 6 заранее отцепленную от соста» ва порожнюю вагонетку, ось которой оказывает давление на рычаг 1,4 с собачкой, находящейся в вертикальном положении, и отклоняет его. При этом с бачка выходит из кайавки 21 оси 19 и втулка 12 цод действием разжимающейся пружины 18 и зубчатой рейки 17 поворачивается на 90 и гребнем 13 задержи вает вагонетку на каретке 6. Каретка B с помощью пневматического цилиндра
26 смещается с рельсового пути. Хвостовик 24 с рейкой 23 при отходе карет, ки освобождается от воздействия ограничителя 5 и под действием разжимающейся пружины 25 поворачивает ось 19 на 90, в результате чего собачка рычага вновь входит в канавку оси 19 и сцепляет тем самым втулку 12 с осью
19.
Пропустив состав, каретку 6 возвращают посредством пневматического ци- . линдра Hà рельсовый путь, при этом хвостовик 24 зубчатой рейки 23, взаимодействуя с ограничителем 5, сжимает пружину 25 и через зубчатое колесо 22 поворачивает ось 19, сцепленную с втупо кой, на 90, приводя стопорящий гребень в горизонтальное положение. Вагонетка, освободившись от стопорящего гребня 13„ по - наклонным рельсам 10 каретки 6 скатывается на откаточный путь.
Описываемое устройство для обмена вагонеток автоматически фиксирует и удерживает порожнюю вагонетку во время смещения каретки в сторону от путей, а также растормаживает при- ее возвращении, давая возможность вагонетке сойтй на рельсовые пути под действием силы тяжести. Кроме того, возвратно-по673742
10 ступательное движение каретки осуществляется с помощью дистанционно управ» ляемого пневматического цилиндра. Процессом обмена управляет один оператор, находящийся на безопасном расстоянии.
Устройство позволяет управлять процессом обмена также и машинисту из каби»ны электровоза.
Это обеспечивает снижение трудоем;кости и повышение безопасности работы при обмене вагонеток, i
Формула изобретения
У"тройство для обмена вагонеток при прохода однопутевых выработок, включающее 1аму, передвижную каретку и сто-. порный механизм, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что, с целью снижения трудо1
1 емкости и повышения безопасности работы при обмене вагонеток, стопорный механизм содержит поворотную втулку со стопорящим гребнем, шарнирно соединен
6 ный с втулкой подпружиненный рычаг с собачкой, расположенный по отношенфо к стопоряшему гребню под углом 9О, йри этом на втулке выполнена прорезь для собачки и закреплено зубчатое колесо, находящееся в зацеплении с подпружиненной зубчатой рейкой, а ось втулки имеет канавку, совпадающую с прорезью втулки и зубчатое колесо; находящееся в зацеплении с подпружиненной зубчатой рейкой с хвостовиком, взаимодействую
\ щим с ограничителем, закрепленным иа риме, имеющей силовой . цилиндр, соединенный с кареткой.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Шахтный транспорт, Справочник, под ред. Штокмана И. Г., М., "Недра, 1964, с. 167;
2. Покровский Н. М. Сооружеиие и реконструкция горных выработок, М., Госгортехиздат, ч. 1, с. 93, рис. 50, Б.
11
67ф742
Фщ.4
f9
Put. a
Составитель А; Шестимиров
Редактор Л. Баглай Техред,М. Петко Корректор Г. Назарова
Заказ 4037/30 Тираж 656 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35,, Раушская наб., д. 4/5, филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4



