Забойный двигатель пескоструйного перфоратора
Союз Советских
Социалистимеских
Республик
О rI И С "А Н И--Е
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
< ц 672331
К АВТОРСКОМУ СВИДИПЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 22.08.69 (21) 1359229/22-03 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.
Е 21 В 43/114
Гвсударстввиный квмвтвт
СССР аа делам ивварвтвнкй и открытий
Опубликовано 05.07.79. Бюллетень №25
Дата опубликования описания 15.07.79 (53) УДК 622.241 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. К. Приклонский, Б. М. Шмунк и Ю. П. Пронин
Конструкторское бюро нефтяной и газовой промышленности (71) 3 «Tt - производственного объединения «Саратовнефтегаз» Министерства нефтедобывающей промышленности СССР (54) ЗАБОЙНЫИ ДВИГАТЕЛЬ ПЕСКОСТРУЛНОГО
ПЕРФОРАТОРА
Изобретение относится к вскрытию продуктивных пластов.
Известно устройство для вскрытия продуктивных пластов, в котором используется поворотная головка для преобразования движения перфоратора (1).
Известен забойный двигатель пескоструйного перфоратора, спускаемый на насоснокомпрессорных трубах, содержащий цилиндр, поршень и переводники (2).
Недостатком устройства является то, что реверсивный узел для изменения направления хода приводится воздействием штока и поршня, что не обеспечивает надежность работы, а двигатель не обеспечивает возвратно-поворотного движения для создания каналов секторов в горизонтальной плоскости.
Целью изобретения является повышение надежности работы.
Цель достигается за счет того, что забойный двигатель снабжен золотником переключения, выполненным в виде аксиально подвижной двухступенчатой втулки, установленной в нижней части цилиндра.
На чертеже изображен забойный двигатель пескоструйного перфоратора, Двигатель состоит из переходника 1, разделительного штока 2, цилиндра 3, снабженного перепускной канавкой 4 и дросселем 5 поршня 6 с выполненными на его штоке-удлинителе канавками 7 и 8 фильтра 9, золотника-пилота 10, корпуса 11, подвижного штока 12 с направляющим пазом для специального винта 13. На нижний конец подвижного штока 12 навертывается гидропескоструйный перфоратор (на чертеже не
1О показан). Переходник 1 служит для соединения забойного двигателя с насосно-компрессорными трубами, на которых он спускается в скважину.
Забойный двигатель работает следующим образом.
1» Рабочая жидкость, нагнетаемая под высоким давлением в насосно-компрессорные трубы, поступает в полость 14 забойного двигателя, в корпус присоединенного к нему перфоратора и через сопла последнего выбрасывается в скважину. Одновременно через зазор 15 между внешней поверхностью разделительного штока 2 и внутренней поверхностью штока-удлинителя поршня 6 раоочая жидкость через фильтр 9 поступает в подпоршневую полость 16 и надзолотни672331
3 ковую полость 17, воздействует на площадь верхнего торца золотника-пилота IO и перемещает его до упора в нижнее крайнее положение.
После посадки золотника-пилота в нижнее положение рабочая жидкость из надзолотниковой полости 17 через дроссель 5 и перепускную канавку 4 поступает в надпоршневую полость 18 двигателя. При этом в результате воздействия давления рабочей жидкости на верхний и нижний торцы поршня 6, площади которых различны, и на за- tp крытый шаром нижний конец корпуса гидропескоструйного перфоратора возникает усилие, которое обеспечивает перемещение поршня 6 и связанного с ним через подвижной шток 12 перфоратора в нижнее положение. Скорость перемещения поршня регулируется изменением проходного сечения дросселя 5.
В крайнем нижнем положении поршня 6 перепускные канавки 7, имеющиеся на его штоке-удлинителе, пересекают своими нижними частями уплотнительное кольцо 19 золотника-пилота и соединяют между собой гидравлически надзолотниковую 17 и подзолотниковую 20 полости за счет зазора между штоком-удлинителем и золотникомпилотом, собранными по скользящей посадке. Так как верхний и нижний торцы золотника-пилота 10 имеют различные площадки, под давлением жидкости возникает усилие, перемещающее золотник-пилот в верхнее положение. В результате этого перемещения золотника-пилота надпоршневая полость 18 двигателя при помощи канавки 4, дросселя 5 и отверстия 21 соединяется с пространством скважины, и поршень 6 под действием разности усилий, возникающих на его нижнем и верхнем торцах, перемещается в верхнее положение. При этом рабочая жидкость из полости 18 сбрасывается в пространство скважины.
При достижении поршнем 6 крайнего верхнего положения перепускные канавки 7, имеющиеся на его штоке-удлинителе, пересекают своими верхними частями уплотнительные кольца 22 и соединяют гидравлически между собой подзолотниковую полость 20 с пространством скважины через отверстие 18 и зазло между корпусом ll u штоком-удлинителем поршня 4 (сборка по скользящей насадке) . В результате этого рабочая жидкость из подзолотниковой полости 20 сбрасывается в пространство скважины через отверстие 23 и золотник-пилот
10 перемещается в крайнее нижнее положение под давлением жидкости, действующей на его верхний торец. Поршень двигателя и связанные с ним части подготовлены вновь к ходу вниз. Затем цикл работы двигателя повторяется.
Формула изобретения
Забойный двигатель пескоструйного перфоратора, спускаемый на насосно-компрессорных трубах, содержащий цилиндр, поршень и переводники, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, он снабжен золотником переключения, выполненным в виде аксиально подвижной двухступенчатой втулки, установленной в нижней части цилиндра.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР
Хе 151657, кл. Е 21 В 47/06, 1962.
2. Методы воздействия на забойную зону скважин с целью интенсификации добычи нефти. М., Сер. «Добыча», 1966, с. 40.
672331
17
Составитель И. Карбачинская
Редактор С. Титова Техред О. Луговая Корректор М. Пожо
Заказ 3853/32 Тираж 656 Подписное
ЦН ИИ ПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент>, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


