Фрикционная муфта
<»>666329
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (б!) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 220376 (21) 2338374/25-27 с присоединением заявки Но (23) Приоритет— (51)М. Кл.2
F 16 D 13/72
Государствениый комитет
СССР по делам изобретений и открытий
Опубликовано 05.0679. Бюллетень М21 (53) УДК621 ° 8 25 ° 54 (088. 8) Дата опубликования описания 0506-79 (72) Авторы изобретения A.Â.Hîâèêoâ, В.В.Корнилов, A.Ã Êðóêåíêî и В.В,Каржан
Рыбинский авиационный технологический институт (71) Заявитель (54 ) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и, в частности, к станкостроению.
Известна фрикционная муфта, содержащая две полумуфты, взаимодействующие через фрикционные диски, охлаждаемые воздухом (1).
Но известная муфта отличается недостаточной эффективностью охлаждения.
Известна фрикционная муфта, содержащая маховик с корпусом, имеющим окна на цилиндрической поверхности, разделенные ребрами и смонтированные в нем ведущие диски, взаимодействующие с ведомым диском, имеющим окна и расположенные на его периферии фрикционные элементы (2) .
Однако известная муфта обладает высокой тепловой напряженностью и ограниченным сроком службы.
Цель изобретения — повышение срока службы путем снижения тепловой напряженности.
Поставленная цель достигается тем; что вентиляторные лопатки выполнены на наружных торцах ведущих дисков и расположены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения.
Ребра корпуса расположены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения °
На фиг.1 приведена конструктивная схема фрикционной муфты; на фиг.2 сечение A-А фиг.1 °
Фрикционная муфта содержит маховик 1, смонтированный на ведомом валу 2 вместе с ведомым диском 3, имеющим фрикционные кольца 4. Ведущие диски 5 и 6, пневмоцилиндр 7 с поршнем 8 расположены в корпусе 9.
Маховик 1 смонтирован на подшипниках качения 10, установленных на валу 2.
Корпус 9 и диски 5 и 6 снабжены шлицевыми венцами. Кроме того, диски
5 и 6 снабжены ветиляторными лопатками 11 постоянной толщины, расположенными под углом Р большим 90 и меньшим или равным 135О к направлению окружной скорости вращения маховика. Размер лопаток н их количество выбираются иэ расчета обеспечения необходимой скорости движения воздуха относительно теплоотдающих поверхностей и необходимой плащади теплоотдающнй поверхности. Ведомый диск 3 снабжен окнами 12 в форме
666329
Формула изобретения — з-1
Puz 2
Составитель И. Яцунов
Редактор С.Головенко Техред С.Мигай Корректор E.лукач
Заказ 3123/27 Тираж 1138 Подписное
UHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, NocKBa, Ж-35, Раушская наб., д,4/5
Филиал ППП Патент, r.Óæãoðoä, ул. Проектная, 4 кольцевых секторов. Пневмоцилиндр 7 ,,имеет центральное отверстие 13, а в корпусе 9 выполнены окна 14, которые расположены в два ряда. Для уменьшения аэродинамического сопротивления, оказываемого движению воздуха при выходе его иэ корпуса муфты, боковые плоскости окон 14 наклонены под углом с -,большим 90 и меньшим или равным 1 5 к направлению окружной скорости вращения маховика. Проходные сечения отверстия 13, окон 12 и 14 расчитываются иэ условия обеспечения необхо димого расхода воздуха.
Устройство работает следующим образом.
При вращении маховика 1 вентиляторные лопатки 11 создают закрутку воздушного потока в направлении угловой скорости маховика, сообщая потоку кинетическую энергию., Вследствие этого возникают центробежные силы масс воздуха, обеспечивающие высокую скорость движения воздуха Относительно теплоотдающих поверхностей. В центральной части муфты при этом создается разрежение. Проходя между лопатками, воздух отнимает тепло как от торцовой плоскости диска, так и от поверхности лопаток, после чего выходит наружу через окна 14 в корпусе 9. Благодаря разрежению в центральной части муфты холодный воздух непрерывно поступает" в муфту через отверстие
13 в пневмоцилиндре 7 и через окна
l2 B ведомом диске 3.
Увеличение теплоотдачи за счет интенсивного движения воздуха вдоль теплоотдающих поверхностей муфты приводит к снижению теплонапряженности и улучшению фрикционно-износных свойств пары трения.
1. Фрикционная муфта, содержащая маховик с корпусом, имеющим окна на
10 цилиндрической поверхности, разде-. ленные ребрами и смонтированные в нем ведущие диски, взаимодействующие с ведомым диском, имеющим отверстия и расположенные на его периферии .фрикционные элементы, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения срока службы путем снижения тепловой напряженности, она снабжена вентиляторными лопатками, выполненными на наружных торцах ведущих дисков и расположенными наклонно в сторону, противоположную направлению вращения.
2. Фрикционная муфта по п.l, отличающаяся тем, что ребра корпуса расположены наклонно в сторону, противоположную направлению вращения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Англии Р 1250355, кл. F 16 D 13/78, 1978.
2. Патент США Р 2290542, кл. 192-113, 1942.

