Торцовое уплотнение
О П И C А Н И Е (и) 663923ИЗОВРЕТЕ Н ИЯ союз Соввтсеа
Социалистииесюа
Реснублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву
2 (51) М. Кл.
F 16 J 15/36 (22) Заявлено 04.01.78 (21) 2565433/25 — 08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Гесударвтвеиивй кюиитет
СССР в двлаи изюбретвиий и еткритий
Опубликовано 25.05.79. Бюллетень ¹ 19 (53) УДК 62-672, (088.8) Дата опубликования описания 25.05.79 (72) Авторы изобретения Э.П. Кревсун, И.И. Гаврик и А.В. Лукашевич (71) Заявитель
Институт ядерной энергетики АН Белорусской CCP (54) ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ
Изобретение относится к уплотнительной технике, Известны торцовые уплотнения, в которых неподвижное уплотнительное кольцо снабжено проточками для подвода в уплотнительную щель и отвода из нее смазывающего материала (1).
Недостатком известных уплотнений является огракиченйый ресурс в случаях его работы с минимальным расходом смазывающего материала в режиме граничного трения.
Целью изобретения является увеличение долговечности уплотнения при работе с минимально допустимым расходом смазочного материала.
Для этого уплотнительные кольца электрически изолированы друг от друга и соединены с источником электрического питания так, что
И катодом служит кольцо с покрытием, а в качестве смазывающего, материала используется электролит, содержащий катионы материала ан-. тифрикционного покрытия.
На чертеже показано предлагаемое уплотнение, осевой разрез.
Торцовое уплотнение состоит иэ неподвижного окольца 1 с гальваническим актифрикционным.
2 покрытием рабочей поверхности, В кольце выполнены какалы 2 и 3, сообщающие крутовые проточки 4 и 5 кольца с гибкими трубопроводами 6 и 7. Контркольцо 8 установлено на валу 9 и выполнено из материала, обладающего более высокой износостойкостью по сравнению с антифрикционным покрытием. Пружина 10 обеспечивает осевое поджатие колец. Флакец 11 установлен через изолятор 12 на корпусе 13.
Уплотнительные кольца 1 и 8 подключены к источнику электрического питания так, что .неподвижное кольцо имеет отрицательный заряд.
Герметиэируемая среда находится в полости А.
Уплотнение работает следующим образом
При запуске машины в уплотнительную щель через трубопроводы 6, канал 2 и проточку 4 подводится смаэывающий материал, а через проточку 5, канал 3 и трубопровод 7 отводится смазывающий материал — электролит, обеспечивающий получение антифрикционкого покрытия.
В том случае, если уплотнение работает в режиме граничной смазки, то происходит износ покрытия:!
°,, Ф, °,t r, 663923
Составитсль В. Аношко
Техред С. Мигай
Редактор Н. Козлова
Корректор О. Ковинская
Тираж 1138 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская иаб., д. 4/5 .
Заказ 2965/33
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, ул. Проектная, 4
I, " " "3
Износ покрыты компенсируется процессом электролиза, происходящим в уплотнительной щели без разборки узла или беэ остановки аг.регата. Для этого обеспечивается работа пары трения в режиме гидродинамического трения, когда отсутствует контактирование колец, Такой режим достигается повышением давления смазывающего материала в уплотнительной щели; при этом высота щели не превышает
1 мкм. Затем включается источник питания.
Регулируя силу тока и время источника, можно добиться восстановления кольца до исходньи размеров.
В том случае, если оба уплотнительных кольца имеют рабочие поверхности с одинаковым гальваническим покрытием, то можно восстанавливать покрытия поверхностей обоих колец.
Для этого при необходимости изменяют направление течения тока (реверс тока).
Формула изобретения
Торцовое уплотнение с антифрикционным гальваническим покрытием рабочей поверхности кольца, контркольцом, обладающим более высокой износостойкостью,по сравнению с покрытием, и каналами для подвода и отвода смазывающего материала в уплотнительную щель, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью
10 увеличения долговечности, уплотнительные кольца электрически изолированы друг от друта и соединены с источником электрического пита- ния так, что катодом служит кольцо с покрытием, а в качестве смазывающего материала ис15 пользуется электролит, содержащий катиойы материала антифрикционного покрытия.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Патент Франции N 2144369, кл. F 16 1973.,

