Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора

 

Союз Советских

Социалмстимеских

Республик

ОП ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 10.06.74 (21) 2032879/25-06 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет— (51) М. Кл.

F 04 D 29/36

F 04 D 27/00

Государственна!й комктет

СССР по делам изооретвннй н откритнй (53) УДК 621.531..355 (088.8) Опубликовано 05.05.79. Бюллетень №17

Дата опубликования описания 15.05.79 (72) Авторы изобретения

О. Н. Антонов, В. М. Прокопьев, В. Н. Терехов и В. А. Третьяков (71) Заявитель

Уфимский авиационный институт им. Орджоникидзе (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА РАБОЧИХ ЛОПАТОК

ОСЕВОГО КОМПРЕССОРА

Изобретение относится к области компрессоростроения, в частности к механизмам поворота рабочих лопаток осевого компрессора.

Известно устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора, содержащее датчик командного сигнала, связанный с помощью сервомотора с рабочими лопатками 11).

Недостатком известного устройства является его низкая эксплуатационная надежность из-за трудности перестановки рабочих лопаток на новые углы поворота.

Цель изобретения — повышение эксплуатационной надежности.

Достигается тем, что сервомотор выполнен с неподвижными и поворотными лопастями, последние из которых связаны с рабочими лопатками через выходной вал сервомотора, и сервомотор дополнительно снабжен золотником, соединенным с неподвижными лопастями при помощи винтовой пары и связанным с датчиком командного сигнала.

На фиг. 1 показан компрессор, продольный разрез; на фиг. 2 — поперечный разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — продольный

2 разрез сервомотора; на фиг. 4 — поперечный разрез по Б-Б на фиг. 3.

Осевой компрессор содержит статор и ротор 2, набранный из силовых дисков 3, проставок 4, переднюю цапфу 5, заднюю цапфу 6, сервомотор 7, кок 8 с закрепленными на нем датчиком 9 командного сигнала.

Между силовыми дисками 3 помещены управляющие диски 10, в пазы которых вставлены хвостовики 11 рабочих лопаток

12. По оси ротора 2 установлена шлицевая тв рессора 13, с которой крутящий момент от сервомотора 7 передается управляющим дискам 10. Рессора 13 входит в зацепление с выходным валом 14 поворотного сервомотора 7. Внутрь вала 14 помещен золотник

15, опирающийся на пружину 16 с одной стороны и контактирующий через подшипник 17 с невращающимся элементом датчика 9 командного сигнала — штоком 18.

Золотник 15 в средней части контактирует по винтовой паре 19 с корпусом 20 поворотного сервомотора 7.

Сервомотор 7 содержит неподвижные лопасти 21 и поворотные лопасти 22, между которыми установлены уплотнения 23,24. С торца сервомотор 7 закрыт крышкой 25 с

661148 уплогненпями 26 и 27. Крыц ка 25 закреп..и»ет«» гайкой 28. Корпус 20 закреплен на эре,цей цапфе 5 ротора компрессора винтами 29. Цапфа 5 опирается на подшипник

30 в ереднем корпусе 31, в котором закреп,:и и конический кожух 32, являющийся одно«рсм< нно маслосборником передней опоры.

Е3 передней части кожуха 32 между уплотнениями 33 выполнена канавка 34, в которую подводят масло под давлением, далее по каналу 35 масло поступает к окну 36 золотника 5. Слив масла происходит от 10 окна 37 золотника 15 по каналам 38 во внутреннюю полость кожуха 32.

Устройство работает следующим образом.

Агрегаты автоматической системы регулирования подают командный сигнал на датчик 9, который выдвигает шток 18 на некоторую величину +-И. На такую же величину смещается вращающийся вместе с сервомотором 7 золотник 15, при этом за счет взаимодействия винтовой пары 19 золотник

15 начинает поворачиваться на некоторый 2о угол +-ВЧотносительно неподвижных лопастей 21 сервомотора 7, сообщая одну из полостей сервомотора 7, например полость В, с нагнетающим окном 36 золотника 15, в результате давление масла в этой полости

25 возрастает, а другая полость Г сообщается сс =пивным окном 37 золотника 15, при этом давление в полости Г падает.

Образовавшийся в полостях В и Г перепад давления заставляет смещаться поворотные лопасти 22 в том же окружном направлении, что и золотник 15 до тех пор, пока окна золотниковой обоймы не станут нейтрально относительно окон 36 и 37 золотника 15. Затем подача масла прекращает ся и выходной вал 14 фиксируется в этом новом положекии относительно неподвижных лопастей 21.

Вместе с валом 14 на тот же угол Щповорачивается шлицевая рессора 13 и управляющие диски 10 которые, воздействуя на хвостовики 11, повернут лопатки 12 на некоторый новый угол установки.

Такое выполнение устройства для поворота рабочих лопаток повышает эксплуатационную надежность осевого компрессора за счет того, что рабочие лопатки поворачиваются от командного сигнала малой мощности.

Формула изобретения

Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора, содержащее датчик командного сигнала, связанный с помощью сервомотора с рабочими лопатками, отличающееся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности, сервомотор выполнен с неподвижными и поворотными лопастями, . последние из которых связаны с рабочими лопатками через выходной вал сервомотора, и сервомотор дополнительно снабжен золотником, соединенным с неподвижными лопастями при IloMoLUè винтовой пары и связанным с датчиком командного сигнала.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР № 4353?6, кл. F 04 D 2?j00, 1974.

661!48

Составитель А. Усыскин

Редактор М. Афанасьева Техред О. Луговая Корректор М. Вигула

Заказ 2403/29 Тираж 771 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 36, Раушская наб., д. 4/5

Филиал П П П «Патент», г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора Устройство для поворота рабочих лопаток осевого компрессора 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области машиностроения

Изобретение относится к насосостроению, в частности к насосам, обеспечивающим подачу жидкости к ДВС

Изобретение относится к насосостроению, в частности к области нефтегазодобычи

Изобретение относится к области гидромашиностроения, в частности к лабораторно-испытательной технике, а более конкретно к устройствам для определения эпюр давления в пазухах рабочего колеса центробежного насоса

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора

Изобретение относится к конструкциям компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применений и позволяет повысить надежность и кпд компрессора за счет уменьшения износа наружных цапф поворотных лопаток
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при сборке и балансировке составных роторов турбомашин, в частности роторов авиационных ГТД, газотурбинных стартеров и вспомогательных силовых установок

Изобретение относится к области гидравлических испытаний центробежных насосов, в частности к балансовым испытаниям, определяющим величины разных видов потерь энергии в насосе на различных режимах его работы, и может быть использовано как при разработке новых агрегатов, так и при испытании уже существующих

Изобретение относится к роторам компрессоров газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения и позволяет повысить надежность ротора компрессора
Наверх