Упругая компенсационная муфта
tr 43 5
ОП КСАН И Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ ВИДЕ ЕЛЬСТВУ
Союз Советски
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-Hv (22) Заявлено 22.09.76 (21) 2406131/25-27 с присоединением заявки ¹" (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.04.79. Бюллетень J¹ 16 (45) Дата опубликования описания 30.04.79 (51) М. Кл.
F 160 3/58
Государственный комитет ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.825.7 (088.8) (72) Авторы изобретения
В. П. Кочетов, Б. Б. Матвеев и В. В. Трусов (71) Заявитель (54) УПРУГАЯ КОМПЕНСАЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства для соединения валов машин и механизмов, работающих в условиях повышенных перекосов и смещений осей.
Известна упругая компенсационная муфта, предназначенная для обеспечения работоспособности при наличии повышенного перекоса и смещения валов, состоящая из ведущей и ведомой полумуфт с фланцами, неметаллического упругого соединительного звена и элементов его закрепления на полумуфтах (11.
Однако неметаллические упругие соединительные звенья известной муфты быстро изнашиваются, так как подвержены одновременному действию кручения и растяжения — сжатия, что особенно сильно сказывается при работе муфты между перекашиваемыми и смещаемыми в процессе эксплуатации валами, когда радиальные и осевые габариты муфты ограничены окружающими ее элементами машины.
Известна упругая компенсационная муфта, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, имеющие во фланцах радиальные отверстия, в которых установлены неметаллические упругие соединительные звенья, и элементы их закрепления на полумуфтах.
Упругие соединительные звенья выполнены в виде отрезков тросов, концы которых свободно установлены в пазах наружной полумуфты и снабжены шайба ми, упираю5 щимпся в выступы, предусмотренные в пазах наружной полумуфты (21.
Известная муфта является наиболее близкой к предлагаемому изобретению по технической суIllIIOcTH п достигаемому эф10 фекту.
Однако в известной муфте упругие соединительные звенья — тросы закреплены только па наружной полумуфте и пропущены в диаметральные отверстия на внутренней полумуфте, что создает неблагоприятные условия для его работы, так как невозможно разместить в одном диаметральном сечении несколько тросов. При установке тросов в одном диаметральном сечении в
20 центре муфты создается узел трущихся тросов. Кроме того, отсутствие элементов крепления тросов па внутренней полумуфте создает предпосылки для повышенного трения скольжения и циклических перегибов троса в зоне его контакта с наружной полумуфтой.
Цель изобретения — повышение нагрузочной способности и надежности, уменьшения габаритов прп реверсивной работе
30 с повышенными перскосамп н смещениями
115980 г соединяемых валов. Для этого на фланцах полумуфт выползень(коль1(евые канавки, каждое неметаллйяеское упругое соединительное звено выполнено в виде предварительно натянутой нити, а элементы закреп= ления нитей выполнены в виде колец, помещенных в кольцевых канавках полумуфт.
Ypoi(e того, в предлагаемой муфте радиальные отверстия выполнены в параллельных плоскостях, нормальных к осп враще- 10 ния муфты; радиальные отверстия могут быть размещены на каждой полумуфте по в ((н т о в о й;1 1 (н и и .
На ф (г. 1 изображена предлагаемая муфта, продольный разрез; на фиг. 2—
«ид ((. ((a фнг. 1; па фиг. 3 — впд Б на фиг. 1 (развертка).
Муфта содержит ведущую 1 и ведомую
2 полумуфты с фланцами 3 и ряд нсмсталли (ескина упругих соединительных звеньев 7() в впдс натянутых нитей 4. Фланцы 3 ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт выполнены с радиальными отверстиями 5 и 6, в которые помещены натягиваемые при сборке нити
4, зажатые HB ведущей полумуфте 1 кольцом 7, а на ведомой полумуфте 2 — кольцом 8, причем кольца 7 и 8 размсш,ены в кольцевых канавках.
Радиальные отверстия 5 и G могут выполняться в нескольких плоскостях 9, 10, 3(j
11, нормаль к оси 12 муфты, а также ((o винтовой линии 13 в несколько заходов.
Муфта работает следующим образом.
При врагценип ведущей полумуфты 1 крутящий момент передается па предварительно натянутые нити 4. По мере поворота ведущей полумуфты 1 нити 4 переходят из радиального положения в рабочее; момент на ведомой полумуфте 2 нарастает по мере закрутки относительно нее ведущей полумуфты 1 за счет роста плеча п дополнительной Bытяжкii ill(гсй 4. По до(тижеппи на ведомой полумуфте 2 требуемой вел ((è(.û ((о сита она нач(шаст вращсппс.
t1
При этоМ нити 4 воспринимают лншь
1(астягивающие усилия, так как величина предварительного натяжения выбирается именно из этого условия (отсутствие провисания нити), не скручиваются и не изгибаются, что повышает их несущую способ ность и позволяет создать муфту значительно м(ньшпх габаритов.
Формула изобретения
1. Упругая компенсационная муфта, содержащая ведущую п ведомую полумуфты, имеющие во фланцах радиальные отверстия, в которых установлены псметаллическис упругие соединительные звенья, и элементы пх закрепления на полумуфтах, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и надежности, уменьшения габаритов при реверсивной работе с повышенными перекосами и смещениями соединяемых валов, на фланцах полумуфт выполнены кольцевые канавки, каждое неметаллическое упругое соединительное звено выполнено в виде предварительно натянутой нити, а элементы закрепления нитей выполнены в виде колец, помещенных в кольцевых канавках полумуфт.
2. Муфта по и. 1, отличающаяся тем, ITO радиальные отверстия выполнены в параллельных плоскостях, нормальных к оси вращения муфты, 3. Муфта по пп, 1 и 2,отличающаяс,i тем, что радиальные отверстия размещены на каждой полумуфтс по винтовой линии.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Поляков В. С. и Барбаш И. Д. Муфты. — Л.: Машиностроение. 1973, с. 120, рис. 87.
2. Авторское свидетельство СССР № 281964, кл. Г 16D 3/58, 1969.
Рсдактор И, Острова
Составитель О. Логвинова
Корректоры: Е. Хмелева и 3. Тарасова
Заказ 684/13 Изд. № 302 Тираж 1138 Подписное
11ПО «Поиск» Государственного комитета СССР по делам изобрстснпii и открытий
113035, Москва, )К-35, Раун>скся наб>., д. 4,>5>
Типография, 111>. Сапу>н>ва, 2


