Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока

 

1атеч но та н о эмме (ю Ф864ФЗ -Оп ИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

Союз Советскмн

Соцфалмстмчесиин

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЮТВЛЬСТЭУ (6l) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 01.08.73 (21) 1950229/24-0 с присоединением эаявки № (23) Приоритет—

Опубликована 05.04.79.бюллетень М 1З

Дата опубликования описания 07.04.79 г (s»м. к ..

Н 02 P 5/16

Гееударетеенный квинтет

СССР не делам нза4ретеннй н аткрытнй (53) УДК 621.316. .71 8.5(088.8 ) (72) Авторы изобретения

С. М. Миронов, В. H. Катькалов и И. В. Булин-Соколов (71) Заявитель (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Изобретение относится к области автоматического регулировании и может найти применение в системах с широким диапазоном регулирования скорости элект родвигателей постоянного тока с повышенными требованиями к переходным процессам и в прецизионных регуляторах частоты.

Известно устройство для стабилизации частотъt вращения двигателя постоянного то тока (1), которое содержит синхрониза. тор на логических элементах, сравнивающий периоды импульсов задающего генеpampa (ЗГ) и датчика скорости (ДС) и управляющий работой усилителя мощности т5 (УМ), подключенного к обмотке элек т родвигателя. При наличии разности периодов ЗГ и l1C синхронизатор блокирует УМ в состоянии логической "1 " (электродвигатель подключен к источнику питания) или в состоянии логического "0 . Снятие блокировки с УМ осуществляется при нарушении чередования импульсов ЗГ и ДС.

Наиболее близким по технической cym ности к изобретению является устройство, в котором задающий генератор соединен с синхронизатором через д-разрядный счетчик, сбросами которого в состояние логического «О" и в состояние 2 - 1 управляет синхронизатор j21.

Указанное устройство обладает перерегулированием и значительным временем вхождения электродвигателя в синхрониэм, что объясняется следующим.

Так как условием снятия блокировки с

УМ при вхождении в синхронизм является нарушение чередования импульсов ЗГ a QC, то при этом осуществляется измейение знака разности периодов импульсов ЗГ и

ДС, что при равенстве периода импульсов на выходе счетчика периоду импуль сов ДС в синхронном режиме приводит к изменению знака ошибки по скорости вращения, т.е. к возникновению перерегулирования и затягиванию процесса синхронизации.

656173

Целью настоящего изобретения являет ся улучшение динамических характеристик вхождения электродвигателя в синхрониэм при изменении синхронной скорости в широком диапазоне за счет снятия блоки- 5 ровки с усилителя мощности раньше, чем скорость электродвигателя достигнет своего синхронного значения.

Поставленная цель достигается тем, что в синаюронном режиме период импуль- ® сов QC сравнивается с 2 периодами импульсов ЗГ, при скорости электродвигателя ниже синхронной — с (2" 1+ К ), а при скорости выше синхронной.— с

И-4 (2 - К ) периодами импульсов ЗГ

К К вЂ” целые положительные е 2 числа), для чего в известном устройстве, содержащем синхронизатор на логических элементах, .входы которого соединены с

ДС и через .п- разрядный счетчик с задающим, генератором, частота импульсов которого в 2 раз больше частоты импульсов jlC в синхронном режиме, а выходы с входами "сброс в 0 и "сброс в 2" 1" счетчика и через УМ с элект родвигателем, выходы счетчика 2 "К4

«2 и- « ° «2й-1 K co

2 входами синхронизатора через ключи, вторые входы которых подключены к выходам синхронизатора, Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фигуре 1 представлена функциональная схема устройства, а на фигуре 2 — временные диаграммы его работы при Ь=З, К К = 1.

Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока (фиг. 1) содержит синхронизатор 1, выход которого соединен с усилителем

4О мощности 2, который подключен к обмотке электродвигателя 3; датчик скорости

4, период импульсов которого обратно пропорционален скорости электродвигателя; задающий генератор 5, подключенный

45 к л-разрядному счетчику 6, выходЫ ко«2п 4 «Zny+ К. «2и 4 К «

1 2 соединены через ключи 7, 8, 9 с синхро1 низатором 1; формирователь 10 импульсов датчика скорости. Период импульсов

ЗГ в 2 раз меньше периода импульcos ДС в синхронном режиме. При включении устройства на синхронизатор 1 через один из ключей 7, 8, 9 приходит несколько импульсов от ЗГ и усилитель мощности блокируется в состоянии логической 1, электродвигатель начинает разгоняться. При этом импульсы от 3Г поступают на синхронизатор с выхода счетчика 2" + К< через открытый ключ 7, ключи 8 и 9 закрыты, а с одного иэ выходов синхронизатора от формирователя импульсов ДС на счетчик поступают импульсы, осуществляющие его сброс в состояние логического 0, до тех пор, пока период импульсов ДС (Т )

n-a больше (2 + K ) периодов импульсов

ЗГ, за время между двумя импульсами

ДС, осуществляющими сброс счетчика в

О, последний успевает хотя бы раз принять состояние (2 + К ) (фиг.2 а).

На синхронизатор 1 поступают чередующие импульсы ЗГ и ДС и раэблокировки усилителя мощности не происходит. По мере разгона электродвигателя Тдо становится

5Г риодов импульсов ДС на счетчик приходит

n-s меньше, чем (2 + К ) импульсов ЗГ.

При этом, на синхронизатор 1 поступают подряд два импульса ДС и с усилителя мощности блокировка снимается.

Поступление импульсов на вход счетчика "сброс в 0" прекращается, а в системе устанавливается режим фазового регулирования, при котором напряжение на двигателе 3 представляет собой последовательность импульсов, относительная продолжительность которых пропорциональна временному сдвигу между,импульсами ЗГ и ДС, В момент снятия блокировки с УМ из состояния логической 1 период импульсов ДС меньше величины (2" + К ) Т и Ч 4 Зt но больше чем 2 Т,, т.е. скорость вращения ниже синхронной. Так как значение числа К выбирается таким образом, чтобы разность между частотами

1 о (л-i <ут был не 6ontare

Тзг + Й зг зоны втягивания в синхронизм, то режим фазового регулирования приводит к установ- лению синхронной скорости, при которой

n-<

Ъ 2 Тэг

Если под действием ириложенных к системе возмущений частота вращения электродвигателя стане". выше синхронной, то наступит момент, когда с выхода

«к «

2 счетчика на синхронизатор 1 приходит подряд два импульса ДС . При этом усилитель мощности блокируется в состоянии логического 0", лри котором напряжение питания отключается от электродвигателя и последний начинает тормозиться. Ключ 8 остается открытым, дополнительно открывается ключ 9 и на

656173 синхронизатор поступают импульсы с выходов счетчика 2 " и 2 — K . При заблокированном в состоянии 0 усилителе мощности импульсы QC через синхронизатор 1 поступают на счетчик, осу- 5 щесжляя его сброс в состояние (2 — 1).

И

n-<

ТЗГ между двумя импульсами ДС на вход счетiH чика будет приходить (2 -К ) или менее импульсов ЗГ (см. фиг. 2б). Следую- 10 щий за импульсом ДС импульс ЗГ переводит счетчик в состояние 2 и на BbIxoде счетчика 2 появляется импульс, П-1 но состояние (2 — К ) счетчик принять

19 не успевает и на синхронизатор между двумя импульсами ДС поступает не более одного импульса ЗГ. Усилитель мощности остается заблокированным, электродвигатель продолжает тормозиться и, так тольи-I 2О

Ко сТ8НоВНТсН То с ) (2 — К 2 ) Тзг, наступает момент, когда между двумя импульсами QC на вход счетчика придут более (2п — К ) импульсов ЗГ. При этом л-1 счетчик успевает принять состояния 2

25 и (2 — К ), и на синхронизатор придут подряд два импульса ЗГ, в результате чего усилитель мощности разблокируется. При этом ключ 9 закрывается, ключ 8 остается открытым, а посгупление импульсов на вход счетчика сброс в

"2 -1 прекращается. В системе устапавливается режим фазового регулирования.

В момент снятия блокировки с УМ, находящегося в состоянии О, 2 + Т ) Т > 2 — К т.е. частозг дс та вращения выше синхронной. Значение числа К- выбирается таким образом, 2 чтобы при разблокировке усилителя мощности частота вращения электродвигателя находилась в зоне вхождения в синхронизм. В предлагаемом устройстве, в различные моменты протекания процесса вхождения в синхронизм, от ЗГ на син-хронизатор поступают импульсы с различными периодами следования, что дает возможность управлять моментом снятия блокировки с усилителя мощности. Выбором числа и; К; К2 можно иэЮ менять периоды импульсов, поступающих на синхронизатор от задающего генера1 тора, и тем самым оптимизировать процесс вхождения двигателя в синхронизм.

Использование предлагаемого устройства позволит создать системы стабилизации скорости вращения электродвигателя с высокими динамическими характеристиками, что необходимо в электроприводах точной магнитной записи, программных и времязадающих механизмах.

Формула изобретения

Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока, содержащее синхронизатор на логических елементах, входы которого соединены с датчиком скорости и через и - разрядныйсчетчикс задающим генератором, час гота импульсов которого в 2" 1 раэ больше частоты импульсов датчика скорости в синхронном режиме, а выходы с входами сброс в0 и "сбросв 2" - 1" счетчика ичерез усилитель мощности с электродвигателем, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью улучшения динамических характеристик устройства, выходы счетчика соединены с входами синхронизатора че рез ключи, вторые входы которых подключены к выходам синхронизатора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР

Мо 37 2631, кл. Н 02 P 5l 06, 1970.

2, Авторское свидетельство СССР

М 474891, кл. Н 02 P 5/06, 1975.

656173

Фф

Фф

8 ч

Ъ

Ю

Ф

6ю> в

Ф

Ф

Ф

Ф

3t

° э

° Ф

° с

Мв

Ъф

Ф

Ф м

Ъ 1а

% 4 ь Ьъ1

ЦНИИПИ Заказ 1544/45

Тираж 856 Подписное

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород,ул. Проектная, 4

Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока Устройство для стабилизации частоты вращения электродвигателя постоянного тока 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх