Дрейфующее транспортное стредство для плавания во льдах вадпи
Союз Советских
Социапистических
Республик
<>s) 655592 (61) Дополнительное к авт. свнл-ву (22) Заявлено 28.06.76 (21) 2377164/27-1i (51 } Ч. Кл.
В 63 В 35/12 с присоединением заявки.%
Гввудвротввииьй комитет
СССР (23) Приоритет во делан изобретеиий и открытий
Опубликовано О.> 04 79 Бюллетень . А 13 (53} УДК
629.124.791 (088.8) Дата опубликовании описания 12.10.79 (72) Автор изобретения
В. Н. Пикуль (71) Заявитель (54) ДРЕЙФУ10ЩЕЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ ПЛАВАНИЯ
ВО ЛЬДАХ ВАДПИ
Поставленная цель достигается тем. что надводная часть корпуса выполнена в виде шародрога, слоя, подводная содержит участок дополнительного шарового слоя и два последовательно солря>кенных конических участка, причем шаровой слой надводной части плавно сопряжен с участком шарового слоя подводной части, а последующий плавно сопряжен с первым коническим участком, прп этом конические участки подводной части корпуса выполнены с многозаходной винтовой нарезкой. расположенной на их наружных поверхностях.
На фиг. 1,изображен общий вид дрейфующего транспортного срецства, для плавания во льдах, в разрезе; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б; на фиг. 4 схематически изображен крен транспортного средства.
Недостаток указанного дрейфующего транспортного средства заключается в его низкой остойчивости. При частичном выштрании корпуса льдами с неровной опорной поверхностью и в случае нарушения центровки судна появляется значительный остаточный крен. Причем при полном выпирании корпуса на лед происходит потеря остойчивости и транспортное срецство ложится на борт. При этом исключаетсл возможность постоянной шлюзовой связи с подледной средой и нарушаются условия нормальной работы на борту. 26
Целью настоящего изобретения является повышение остойчивости дрейфующего транспортного средства, предназначенного для плавания во льдах.
Изобретение относится к области судостроения, в частности, к дрейфующим транспортНым средствам для плавания во льдах.
Известно дрейфующее транспортное средство для плавания во льдах, включающее корпус с надводной и подводной частями, суживающимися вниз по вертикали (1).
Дрейфующее транспортное средство для плавания BO льдах включает корпус с надводной и подводной частями, сужающимися вниз по вертикали. Надводная часть корпуса выполнена в шще шарового слоя 1, подводная содержит участок дополнительного тнарового слоя
Йж
N = 3 тй0 д о
Дрейфующее транспортное средство для плавания во льдах, включающее корпус с надводной и подводной частями, суживающимися вниз по вертикали, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения остойчивости, надводная часть корпуса выполнена в виде шарового слоя, подводная часть содержит участок дополнительного шарового слоя и два последовательно сопряженных конических участка с многозаходной винтовой нарезкой на их наружных поверхностях, шаровой слой надводной части плавно сопряжен с участком шарового слоя подводной части, а последний плавно сопряжен с первым коническим участком.
3 655592
2 и два последотзатеттьно сопряженных конических участка 3 и 4. 1т1аровой слой 1 надводной части плавно сопряжен с у.тастком дополнительного шарового слоя 2 подводной части, а последующий плаьно сопряжен с первым коническим участком 3. Копи тсские участки 3 H 4 подводной часп корпуса выполнены с многозаходной винтовой нарезкой 5, расположенной на их наружных поверхностях.
Набор судна включает в себя шпангоуты 6, т0 радиальные бимсы 7, кольцевые стрингеры 8.
Нижние основания шпангоутов 6 упираются в кттлевую трубу 9. Внутри эта труба 9 образует полость шлюзовой камеры. Угол подъема многозаходной Винтовой нарезки 5 приблизи- !5 тельно равен 45 . Первый конический участок
3 имеет тупой угол копусности, а второй конттчсския $"Iàcrolc -. имеет острый угол копусности .
Дрейфующее транспортное средство для пла- 20
Валия во льдах работает следутащим образом.
Шаponoll слой 1 корпуса и участок шарового слоя Выполняют футттст ии поплавка на огкрытой воде и по ", II,"Iloão труптс -Оса элемента в составе сферообраэного шарнира при
25 сжатии этого элемента льдами. Конические участки корпуса 3 и 4 в упомянутых случаях играют роль грузила, Возвращаютцего дрейфуютцес транспортное срсдстВО В нормальное положение при крене.
В условиях IlncgeHII.о больших сжатий naKGHorî л .лй, когда корпус дрейфующего транспортного средства, выдираясь вверх, полностью вьтхоттт т своимп тпаровыми слоями из контак та со льда..-,и, шаровые слои 1, 2 и копигеские 35 уьзсттсп 3 и 4 приобретают новые фунтсщттт, В этом случ"е лед., Вдй":.:c: ".. ч "4"-О Фе1лтйпьтй ттояс многоэахолной Винтовой нарезки 5 первого прочного конического участка 3 и продвигаясь по указанной гтн овой:тарезтсе 5 к вертикальной оси транспортного средства, заставляет последнее вращаться Вокрут названной GcH. В Описанных условиях KoIIHHccKHH участок 3 срабатывает подобно колесу, центростреьштельной турбины.
Мощность, развиваемая 1три этом, затрачивается главным образом на преодоление инерцни покоящегося. транспортного средства и на сопротивление среэасмых выступов льда, находящихся в контгпстс с многозаходной винтовой нарезкой обоих Koln «ec«»x участков корпуса. Динамическая составляющая мощность актсумулттэуется л конструкшти и грузах транспортного средства, причем в основ4 ном в местах, разнесенных по экваториальному поясу шаровой части 1: где т — полярный момент инерции транспортного средства; со — угловая скорость вращения корпуса; т — время.
При замедлении (или полном прекращении) подвижки льда энергии вращения транспортного средства расходуется на формирование ледового гнезда под днищем корпуса в направлении действия сил гравитации. При этом оба конических участка 3 и 4 кратковременно срабатывают как вертикальная фреза с инерционным приводом. С прекращением сжатия льда конические участки 3 и 4 корпуса выполняют роль фундамента дрейфующего средства. В случае образования разводья, проходящего через ледовое гнездо, описанные процессы протекают в обратном порядке.
Предлагаемое дрейфующее транспортное средство для.плавания во льдах способно сохранять положение, весьма приближенное к нормальному при самых тяжелых условиях ледовой обстановки.
Формула изобретения
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР Р 430004, кл. В 63 В 35/44, 1972 (прототип).
655592
Составитель Л. Артанов
Редактор К, Бородин Техред Н.Бабурка Корректор 11 Стен
Заказ 1437/14 Тираж 513 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д, 4/5
Филиал ППП "Патент", г. Ужгород, ул. Проектная, 4



