Винтовой движитель транспортного средства
О П И С Я Н И Е < 647169
ИЗОБЬЕТЕ Н ИЯ
К АВИЭСКОНУ СОИДВТВЛЬСТВМ !
Союз Советских
Социал«ст«чвских
Республик (6l) Доееолнительеое к авт. сэид-ву(И) Зааалееео 14.06.76 (2l} 2372016/27-11 е присоединением эаявкн Yi (Sl} М. Кл.а
В 62 3 S7/00
В 60 У 3/00
В 60 Y 3/02
Гасударственные ееыетет
СССР по делам нзебретенее н еткрытнй (23) Прееоритет
Опубликовано 1S.02.79Б<оллетень Э<е 6
Дата опубликования описания 18.02.79 (53) УЙК 629. 113. .033(088 8) A. Ф. Нккодаев, А. П. Купяпюв и Н. H. Меекеев (72) Авторм изобретении
Горьковский политекниевскиа институт км. А. A. Жданова (71) Заавитель (54) BHHTOBOA ДВИЖИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к транспортным средствам высокой проходимости и, в частности, к роторно-винтовым движителям.
Известен винтовой движитель транспортного средства, в кот()ром для уменьшения, трения его ротора о грунт на наружной повер- Э хностн ротора установлены свободные ролики )l)
При движении по твердому грунту ролики, уста«<овленкые )<аклонно к оси вращения ротора, свободно перекатывак)тся по еа нему н тем самым уменьшается требуемый момент вращения. ()едостатком такого роторно-винтового движителя является то, что Он не эффективен на слабонесущнх грунтах, где ролики внедрян)тся в опорную поверхность и поэтому не оказывак)т заметного влияния на умень<пенне трения ротора О грунт.
Известен также вин> <пой движитель, содержащий нустотельзй ротор с винтовым гребш м и сквозными <ни< р(тиямн на его Ла наружной
При движении по слабонесущему грунту или воде, компрессионная система выпускает газ через отверстия в роторе, создавая воздушную подушку между ротором и опорной поверхностью, чем с)}ижается трение ротора.
Однако описанный движитель не имеет устройства:для направленного пуска газа только в те отверстия ротора, которые расположены в пятне контакта его с опорной поверхностью, поэтому газ непроизводительно выходит через верхние отверстия, а при движении по воде имеется опасность заполнения водой всего ротора.
Наиболее близким к данному изобретению по технической сущности н достигаемому результату является винтовой движитель транспортного средства, содержащий пустотелый поворотный ротор с винтовым гребнем и сквознымн отверстиями на его наружной поверхности, камеру сжатого газа, расположенную в одной из опор рпт<)ра, и систему подачи газа к т< м о)перстням, которые расположены в пятне контакта «.0 с грунтом, причем система подачи газ«выполнена в виде установленной <() рн рото647 I 69
1Î скос 17.
При движении транспортного средства шарики 14 клапанов 12 набегают на плиту
l3 и в зоне, показанной условно на фиг. 4 заштрихованными клапанами 12, сообщают 5 камеру 5 с гаэоирдводящими трубками 10, по которым сжатый газ через форсунки 11 и отверстия 8 в роторе 1 свободно выходит в зону контакта последнего с грунтом 9.
При этом создается «газовая смазка», ЗО уменьшающая трение ротора I о грунт 9, При движении по грунтам с различной несущей способностью ширина пятна контакта изменяется, Изменение ширины эоны подачи сжатого газа достигается поворотом регулировочного винта 16, который по верз5 тикальным направляющим 15 передвигает нажимную плиту 13 и тем самым изменяет количество клапанов 12, одновременно контактирующих с плитой 13, и при оптимальном положения плиты 13 сжатый гаэ будет выходить только в зоне контакта ротора I с грунтом,9.
Применение данного изобретения позволяет значительно повысить эффективность газовой смазки винтовых движителей, сократить непроизводительные потери газа и осу45 щестФть приспособляемость этих движителей к грунтам с различной несущей способностью.
3 ра неподвижной обечачки с продольными уплотнителями, контактирующими с внутренней пов рхностью ротора на границах пятна его контакта с грунтом, и гаэоподводящего трубопровода, соединенного с нижним радиальным зазором между обечайкой и ротором (3);
Последний винтовой движитель обеспе- чивает значительную экономию сжатого газа и эффективность его использования для снйжения трения ротора, поскольку ирн движенки транспортного средства сжатый газ выходит только из тех отверстий ротора, которые в нижней части попадают в зону между двумя продольными уплотнениями обечайки.
Однако этот движитель помимо сложности изготовления продольного уплотнения имеет еще и тот недостаток, что постоянная ширина зоны выхода газа не позволяет ему приспосабливаться к грунтам с раз- щ личной несущей способностью, на которых в широких пределах может изменяться ши- рина пятна контакта ротора с грунтом.
Цель изобретения — осуществление приспособляемости к грунтам с различной плотностью путем регулирования ширины зоны подачи газа.
Поставленная цель достигается тем, что система подачи газа выполнена в виде помещенных внутри ротора газоподводящих трубок со впускными клапанами на их концах и установленной в камере сжатого гаэа плоской нажимной плиты, взаимодействующей с клапанами, причем каждая трубка соединена с отверстиями ротора, расположенными на одной прямой, параллельной оси его вращения, а нажимная плита снабжена приводом ее вертикального перемещения.
Изобретение иллюстрируется чертежом, на котором показано на фиг. 1 — схематическое изображение движителя, общий вид с частичным разрезом; на фиг. 2 — разрез А — А фиг. 1; на фиг. 3 — продольный разрез левой опоры движителя в увеличенном масштабе; " на фиг. 4 — разрез Б — Б фиг.,3, :Винтовой движитель состоит из пустотелого ротора I с винтовым гребнем 2 на
его наружной поверхности. Ротор установлен на подшипниках в опорах 3 и 4 и с помощью привода (на чертеже не показан), расположенного в опоре 3, соединен с трансмиссией транспортного средства....
К опоре 4 прикреплена камера 5 сжатого газа, имеющая штуцер 6 для соединения ее с системой сжатого газа (на чертеже не показана) транспортного средства. Камера
5 отделена от подшипников опоры 4 уплотнением 7. На наружной поверхности ротора
l выполнены сквозные отверстия 8, которые расположены рядами, параллельными оси вращения ротора l.
Система подачи сжатого газа к отверсгиям, 8, расположенным в зоне пятна контакта ротора с грунтом 9, состоит нэ газоиодводящих трубок 10, каждая нз которых посредством форсунок l! соединена с отверстиями 8, расиоложеннымн на одной прямой, параллельной оси вращения ротора I, и имеет на своем конце впускной клапан 12; и нажимной плиты !3, взаимодействующей с клапанами 12 во время их вращения с ротором I.
Клапайы 12 состоят, например, иэ корпуса, внутри которого помещены подпружиненные шарики 14, а нажимная плита 13 установлена на вертикальных направляющих 15 и.снабжена приводом ее вертикального перемещения, выполненным; в данном примере исполнения, в виде соединенного с ней регулировочного винта 16. Для безударного входа шариков 14 в контакт с плитой
13 последняя на своей периферии имеет
Формула изобретения
Ла . .
Винтовой движитель трайспортиого средства, содержащий пустотелый поворотный ротор с винтовым гребнеМ и сквозными отверстиями иа его наружной поверхности, камеру сжатого газа, расположенную в одной нз опор ротора, и систему подачи газа к тем отверстиям, которые расположены в пятне контакта его с грунтом„оглияикицийгя тем, что, с целью приспособляемости к
64?I69
Источники инФормации, принятые Ro внимание при экспертизе
ГРУНтаМ С РаЗЛИЧНОй ПЛОтНОС1ЬКт, ПУТЕМ РЕ гулирования ширины зоны подачи газа, сис тема подачи газа выполнена в виде помещенных внутри ротора гаЗоподводящих трубок со впускными клапанами на их концах и установленной в камере сжатого газа плоской нажимной плиты, взаимодейству1ощей с клапанами, причем каждая трубка соединена с отверстиями ротора, расположенными на одной прямой, параллельной оси его 10 вращения, а нажимная плита снабжена приводом ее вертикального перемещения.
I. Патент ФРГ № 1153266, кл. 63 (; 29 02, 1964.
2. Патент США № 3397668, кл. 115 — I.
1967.
3. Заявка № 2324004, кл. В 62 0 57/00, 05.02.76, по которой принято. решение о выдаче авторского свидетельства.
Редактор (. Нрачевскнй
Заказ 225/13
Составитель Л. Аптер
Техред С1. Луговая Корректор А. Кравченко .Тираж 768 Подписное
1.1 Н1}ИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений н открыл н и
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Фнлнал ПИП кПатентэ, г. Ужгород, ул. Проектная. 4


