Щит для проходки тоннеля открытым способом
ОПИСАНИЕ
ИЗОВГЕтЕНИЯ ""64 107
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советсннк
Сецнаннстнчесяни
Республик (61) Лополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 28.0976 (21) 2408717/22-03 с присоединением заявки И (23) Приоритет (51) М. Кл.
Е 21 33 11/10
Государственный комитет
СССР по делам изобретений и открытий (5З) УЛК 622. 264 (088.8) Опубликовано 05,01.79. Бюллетень р5 1
I, Лата опубликования описания 0501.79 (72) Авторы
/ :э изобретения Б.A.Xèõëóõà, Г.В.Молодцов и П.A.Âàñþêîâ
1 ( (Государственный ордена Трудового Красного! Знамени проектно-изыскательский институт Метрогйпротранс
Pl) Заявитель (54) ЩИТ ДЛЯ ПРОХОДКИ ТОННЕЛЯ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ
Изобретение относится к тоннельному строительству и касается щита для проходки тоннеля открытым способом.
Известен механизированный щит для проходки тоннелей, включающий корЬ пус с боковыми оболочками, рабочий орган, механизм передвижения и механизм для монтажа обделки (1) .
Недостатком укаэанного щита является ограниченная область его применения иэ-за необходимости нарушения поверхности улиц на большом г-потяжении.
Наиболее близким по техническому решению из известных является щит для проходки тоннеля открытым способом, включающий ножевую часть, опорную и хвостовую части, горизонтальные площадки с породоразрабатывающими органами (2) .
Однако применение такого щита для проходки тоннелей ограничено, так как приводит к нарушению поверхности улиц на большом протяжении. При разработке грунта впереди щита с помощью экскаватора или ковшовых стругов, грунт в забое располагается под углом естественного откоса и для удержания его с боков необходимо применение жестких боковых элементов, выступающих вперед ва пределы его основной конструкции.
При этом длина щита значительно увеличивается и снижается его маневренность.
Все это в целом снижает эффективность работы указанных щитов.
Целью изобретения является повышение эффективности работы.
Поставленная цель достигается тем, что в опорной части щита жестко смонтирован открытый к забою вертикальный металлический короб, связанный с горизонтальными площадками и имеющий в верхней части открытый раструб.
На фиг. 1 — общий вид щита> на фиг. 2 — разрез A-A фиг. 1; на фиг.3разрез Б-Б фиг. 2; на фиг. 4 — узел фиг. 2.
Предложенный щит для проходки тоннеля открытым способом включает ножевую 1 и опорную 2 части, а также хвостовую часть, состоящую из двух вертикальных оболочек 3, горизонтальные площадки 4 с породаразрабатывающими органами 5.
Каждая вертикальная оболочка 3 одним концом закреплена шарнирно на ножевой 1 и опорной 2 части щита. На свободном конце вертикальный оболочки 3, по всей ее высоте, имеется упругий элемент 6, выполненный в виде резинового жгута 7, включенного меж641107 ду вертикальной оболочкой 3 и стальным защитным кожухом 8. Таким образом, каждая вертикальная оболочка 3 своим свободным концом через упругий элемент 6 постоянно опирается на боковую поверхность секций обделки 9 сооружаемого тоннеля и скользит по ней при передвижении щита. 5
B опорной части 2 жестко смонтирован открытый к забою вертикальный металлический короб 10, связанный с горизонтальными площадками 4 и имеющий в верхней части открытый раструб 10
11.
Для продвижения щита в опорной части 2 по контуру щита размещены гидравлические домкраты 12.
Щит для проходки, тоннеля открытым 15 способом согласно изобретению работает следующим образом.
Впереди щита с опережением на 2025 м снимают бульдозером покрытие проезжей части улицы на ширину выемки. р
Щит, упираясь гидравлическими домкратами 12 через распределительную раму 13 в секцию обделки 9, продвигается вперед. При этом боковые режущие кромки 14 ножевой части 1 и режущие кромки 15 горизонтальных площадок 4 внедряются в грунт. Происходит частичное разрушение грунта внутри контура выработки ° Одновременно с продвижением щита включаются в работу породоразрушающие органы 5, располо- ЗР женные на горизонтальных площадках
4. С помощью породоразрушающих орга нов 5 избыток грунта, располагающегося на горизонтальных площадках 4 под углом естественного откоса, перемещается к их задним кромкам и по наклонным лоткам 16 сбрасывается в вертикальный короб 10. Иэ вертикального. короба 10 разрыхленный грунт удаляется с помощью самоходного крана, обо-40
Рудованного грейферным ковшом 17, и грузится в транспорт для вывоза в отвал или частично используется на обратную засыпку. .В процессе продвижения щита зазор, образующийся между стенками выработки и секцией обделки 9, заполняется гли- 45 нистым раствором.
При этом проникновение раствора из зазора в зону монтажа секций обделки
9 препятствует упругий элемент 6, закрепленный на свободном конце верти калькой оболочки 3, и который с усилием бокового давления грунта постоянно прижат к боковой поверхности секции обделки 9.
После продвижения щита на величину, Рав ую шиРине секции обделки 9, в пространстве между ножевой 1и опорцой
2 частью щита и ранее смонтированной секцией обделки 9,производится монтаж секции обделки 9. Боковые стенки котлована в этом месте крепятся вертикальными оболочками 3.
Далее щит, упираясь в секцию обделки 9, вновь продвигается вперед.
Одновременно с продвижением щита осуществляются работы по уплотнению стыков между секциями, обратной засыпке, гидроизоляции и др.
Описанная конструкция щита обеспечивает сооружение тоннелей открытым способом беэ нарушения зданий и сооружений располагаемых вблизи трассы тоннеля, сокращает длину участка, стесняющего уличное движение и позволяет механизировать комплекс строительных работ при проходке тоннелей открытым способом, обеспечивая нормальные и безопасные условия для ведения проходческих работ.
Формула изобретения
Щит для проходки тоннеля открытым способом, включающий ножевую часть, опорную и хвостовую части, горизонтальные площадки с породоразрабатывающими органами, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения эффективности работы, в опорной части щита жестко смонтирован открытый к забою вертикальный металлической короб, связанный с горизонтальными площадками и имеющий в верхней части открытый раструб.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Иаршак С.А., Самойлов В.П.
I I
Строительство подземных сооружений с помощью проходческих щитов . М., Недра, 1976, с. 114, рис. 78.
2. Тоннели и метрополитены, под ред. В.П.Волкова, И., Транспорт, 1975, с. 500, рис 531.