Асинхронный двигатель
Есбоон..нт.
ЖтВитио-, вх,>, ч г (с:=. о и и C ä- и - и е 64040l
Союз Советских
Социалистических
Республик
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДВТВЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свпд-н) (22) Заявлено 24.05.77 (21) 2489! 12/24-07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.12.78. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 30.12.78
М. Кл.з
Н 02К 17/30
Государственный комитет
УДК 621.313.36 (088.8) по делам изобретений н открытий (72) Авторы изобретения
В. H. Острейко и Ю. Л. Черников
Северо-Западный заочный политехнический институт (7 1 ) 3 tl я п t t st t (54) АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано при производстве асинхронных двигателей с беспазовым статором и с регулированием скорости вращения.
Известны асинхронные двигатели, скорость вращения которых регулируется путем изменения тока в обмотке подмагничпвания, расположенной па спинке статора, таким образом, что ее магнитный поток за- 10 мыкается целиком через статор (1). Такое регулирование скорости требует размещения на статоре ряда дополнительных обмоток, что усложняет и удорожает конструкцию. 15
Известен также беспазовый статор электрической машины, активная часть которого набрана из чередующихся проводников и ферромагнитных пластин с выступами в средней части, а ярмо выполнено в 20 виде двух витых тороидов из ленточной стали, расположенных по обе стороны от выступающей части пластин (2). Данное техническое решение является наиболее близким к изобретению по своей сущности 25 и достигаемому результату. Недостатком этого технического решения является невозможность регулирования скорости.
Целью изобретения является расширение области применения асинхронного двигате- 30 ля с беспазовым статором. Поставленная цель достигается тсм, что двигатель снабжен дополнительным ярмом, в котором установлен беспазовый статор, ленточная сталь витых тороидов покрыта электроизоляционным материалом, ферромагнитные пластины снабжены выступами по краям, а тороиды электрически соединены в подмагнпчивающую обмотку.
На чертеже изображено продольное сечение двигателя.
Двигатель содер>кит беспазовый статор, активная часть которого набрана из чередующихся проводников обмотки переменного тока 1 и ферромагнитных пластин 2 с выступами в средней части и по краям.
Ярмо статора состоит из двух тороидов 3 из изолированной ленточной стали, размещенных в кольцевых пазах, образующихся на наружной поверхности активной части при наборе цилиндрического слоя из проводников и пластин. Беспазовый статор закреплен в дополнительном ярме 4. Тороиды электрически соединены в подмагничивающую обмотку постоянного тока внутренним соединением 5. Обмотка имеет выводы 6 для подключения к источнику постоянного тока.
Регулирование скорости двигателя осуществляется путем изменения тока в об640401
Составитель В. Комаров
Техред А. Камышиикова
Редактор В. Левятов
Корректоры: Л. Брахиииа и Л. Орлова
Заказ 2364/9 Изд, № 809 Тираж 850 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений п открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2 мотке подмагничивания. Например, при возрастании тока в этой обмотке увеличивастся степень насыщения ферромагнитных пластин от постоянного магнитного потока, показанного на чертеже пунктиром. Этот поток замыкается по дополнительному ярму и выступам ферромагнитных пластин.
Насыщение пластин приводит к ослаблению основного магнитного потока двигателя, возбуждаемого обмоткой переменного 10 тока и сцепленного с ротором. В результате уменьшается вращающий момент двигателя и снижается скорость вращения.
Использование витого ярма статора в качестве подмагничивающей обмотки по- 15 зволяет осуществить регулирование скорости двигателя без применения дополнительных обмоток и существенного усложнения конструкции.
Формула изобретения
Асинхронный двигатель, содержащий беспазовый стагор, активная часть которого набрана из чередующихся проводников и ферромагнитных пластин с выступами в средней части, а ярмо выполнено в виде двух витых тороидов из ленточной стали, расположенных по обе стороны от выступающей части пластин, отличающийся тем, что, с целью расширения области применения, ферромагнитные пластины выполнены с выступами по краям, двигатель снабжен дополнительным ярмом, в котором установлен беспазовый статор, ленточная сталь витых тороидов покрыта электроизоляционным материалом, а тороиды электрически соединены в подмагничивающую обмотку, снабженную выводами для подключения источника постоянного тока.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР № 135955, кл. Н 02К 17/30, 1960.
2. Авторское свидетельство СССР № 309428, кл. Н 02К 3/04, 1969.

