Система заряда
Союз Советскых
Соцыалыстыческых
Республик
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
«»63791 4 (61) Дополнительное к авт. свкд-ву— (22) Заявлено 030577 (21) 2481752/24-07 с присоединением заявки % (23) Приоритет— (43) Опубликовано 151278.Бюллетень 36 46 (45) Дата опубликования описания 15,1278
6Ч @- хН 02 Т 7/00
И 01 М 10/44
Государственный комитет
Совета Министров СССР но делам изобретений и открытий (53) УДК 621. 355 °
163(088.8) (72) Автор изобретения
В. Н. Филатов (7l) Заявитель (54) СИСТЕМА ЗАРЯДА
Изобретение относится к преобразовательной технике и может найти применение в устройствах для формовки, тренировки и испытания аккумуляторных батарей. 5
Известны устройства для заряда и разряда аккумуляторной батареи, содержащие управляемый выпрямитель и контактный реверсивный мост (1 . Пере ключение смежных пар контактов реверсивного моста обеспечивает изменение направления протекания тока выпрямителя в цепи циклируемой аккумуляторной батареи.
Известно также устройство для заряда и разряда аккумуляторов с повышенными технико-экойомическими показателями, содержащее два согласно" последовательно включенных выпрямительных моста, на выходе которых через контактный реверсивный мост подключена аккумуляторная батарея (2 .
Недостатками этого устройства являются большая установленная мощность оборудования и низкий КПД. 25
Целью изобретения является снижение установленной мощности оборудования и повышение КПД системы заряда.
Это достигается тем, что в предлагаемой системе заряда выпрямители включе- ЗО ны по выходу встречно-последовательно и снабжены третьим общим выходным зажимом, а аккумуляторная батарея подключена параллельно реверсивному мосту и разделена на две одинаковые встречно-последовательно соединенные секции, снабженные общим выводом, причем один выпрямитель своим свободным выходным и общим зажимами подключен к диагонали контактного реверсивного моста, а свободный выходной зажим другого выпрямителя связан с общим выводом секций аккумуляторной батареи.
На чертеже дана принципиальная схема описываемой системы заряда.
Система заряда содержИт управляемые выпрямители 1 и 2, контактный реверсивный мост 3-6 и секции 7 и 8 аккумуляторной батареи.
К выходным свободным к общему зажимам встречно-последовательно соединенных выпрямителей 1 и 2 подключен шестиплечевой мост, образованный контактным мостом 3-6 и шунткрующими его встречно-последовательно соединенными секциями 7 и 8 аккумуляторной батареи, так что выпрямитель 1 оказывается включенным в диагональ четырехплечевого контактного моста 3-6, а выпрями6379 ll
45 тель 2 — в диагональ контактно-аккумуляторного моста 5-8.
Пусть в момент времени 1 0 замкнуты контакты 3 и 6 и разомкнуты контак,ты 4 и 5. Ток выпрямйтеля 1 протекает по цепи: контакт 3 — секции 7 и 8 аккумуляторной батареи — контакт б, обеспечивая заряд секции" 8 и разряд секции 7. Ток выпрямителя 2 протекает по цепи: секция 8 аккумуляторной батареи — контакт б, обеспечивая подзаряд этой секции. Следовательно, в цепи раэряжаемой секции 7 протекает 10 только ток выпрямителя l, а в цепи заряжаемой секции 8 — сумма токов выпрямителей 1 и 2..
После окончания цикла разряда секции 7 и заряда секции 8 контакты 3 и 15 б размыкаются, а контакты 4 и 5 замыкаются. Происходит смена направлений протекания токов в секциях аккумуляторной батареи. Ток выпрямителя 1 начинает заряжать секцию 7 и разря- @ жать секцию 8, а ток выпрямителя 2— подзаряжать секцию 7.
Установленная мощность оборудования выпрямителя 1 определяется произведением разрядного тока и разйости напряжений заряженной и разряженной секций аккумуляторной батареи, а установленная мощность оборудования выпрямителя 2 — произведением разности зарядного и разрядного токов и напряжения одной заряженной секции аккумуляторной батареи.
Поскольку в известных схемах установленная мощность оборудования определяется произведением зарядного тока и суммы напряжений обеих секций аккумуляторной батареи, в предлагаемой схеме обеспечивается значительное снижение установленной мощности оборудования в соответствии с формулой
2 Эз Oa
",(ц,-U,1 Л,-a,) U„
z 2 (1- V U1 К + (i- К) ) 1- „К3
Up где К = — — кратность на Б. пряжений разряженной и заряженной секции аккумуляторной батареи; 50
Jp („ — — кратность за" Д рядного и разрядного токов — коэффйциент отдачи батареи по току.
Например, при циклировании свинцовокислотных аккумуляторов можно ожидать
23-и
Sz u Следовательно, установленная мощность оборудования выпрямителей снижается примерно в 5 раэ по сравнению с известным устройством. Соответственно снижаются электрические потери и потребности в мощности питающей сети, уменьшается искажение питающей сети и повышается общий КПД циклирования. Выпрямители 1 и 2 могут иметь общий сглаживающий дроссель, питаться от общего трансформатора, выполненного, например, по шестифазной схеме (вторичные обмотки, звезда и треугольник) и т.д. Возможно использование и двух обычных серийно выпускаемых зарядных выпрямителей, поскольку они могут работать и управляться независимо один от другого. Формула изобретения Система заряда, содержащая два последовательно включенных управляемых выпрямителя с двумя выходными зажимами, контактный реверсивный мост и аккумуляторную батарею, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью снижения установленной мощности оборудования и повышения КПД, выпрямители включены по выходу встречно-последовательно и снабжены третьим общим выходным зажимом, а аккумуляторная батарея подключена параллельно реверсивному мосту и разделена на две одинаковые встречно-последовательно .соединенные секции, снабженные общим выводом, причем один выпрямитель своим свободным выходным и общим зажимами подключен к диагонали контактного реверсивного моста, а свободный выходной зажим другого выпрямителя связан с общим выводом секций аккумуляторной батареи. Источники информации, принятые вс внимание при экспертизе: 1. Авторское свидетельство СССР 9494806, кл. Н 01 И 10/44, 1973. 2. Авторское свидетельство СССР 9316139, кл. Н 02 Л 7/10, 1970. ЦНИИПИ Заказ 7131/45 Тираж 850 Подписное Филиал ППП Патент, г.ужгород, ул.Проектная,4