Подпорная стенка, возводимая вблизи подземного сооружения
Совхоз Советсиик
Социалистичесюа
Республик
< 637494 (6l) Дополнительное к авт. сеид-ву (22) Заявлено 16.12.76 (21) 2431348/29-33 с ирисоедииеиием заявки № 2494791/29-33 (23) Приоритет (5l) М. Кл
Е 020 29/02
Гфсудврственвй кеиетет
Севвта Мвестрее СССР
Ордена Трудового Красного Знамени научно-исспедователйаийй институт оснований,и подземных сооружений нм. H.Ì.Ãåðceââíîàà (71) Заявитель (Ь4) . ПОДПОРНАЯ СТЕНКА, ВОЗВОДИМАЯ ВБЛИЗИ
ПОДЗЕМНОГО СООРУЖЕНИЯ
Изобретение относится к области строительства и касается подпорной стенки для вечномерзлого грунта.
Известна конструкция тонкой подпорной стенки, включающая лицевую панель, анкерные тяги и анкерные опоры (1J
Указанная конструкция ие может быть использована для закрепления высоких откосов вечномерзлых грунтов.
Наиболее близким техническим решением к изобретению по своей сущности и достигаемому результату является подпорная стен- в ка, возводимая вблизи подземного сооружения, включающая частично заглубленную в грунт лицевую стенку и соединенные с ней посредством тяг анкерные плиты, опертые на боковую стенку подземного сооружения (2). Недостатком этой подпорной стенки является ненадежность работы в условиях вечномсрэлых грунтов.
Целью изобретения является повышение надежности работы подпорной стенки в условиях вечномерэлых грунтов.
Зто достигается, тем, что подпорная стенка, возводимая вблизи подземного сооружения, включающая частично заглубленную в грунт лицевую стенку и соединенные с ней посредством тяг анкерные плиты, опертые на боковую стенку подземного сооружения, снабжена экраном, установленным с воздушным зазором перед лицевой стенкой, засылкой иэ несгяэного грунта, размещенной за лицевой стенкой, и дренажным устройством, расположенным перед заглублениой в грунт частью лицевой стенки, а анкерные плиты размещены внутри подземного сооружения.
На чертеже изображена подпорная стенка, поперечный разрез.
Подпорная стенка, возводимая вблизи подземного сооружения, включает частично заглублснную в грунт лицевую стенку 1 и соединенные с ней посредством тяг 2 анкериые плиты 3, опертые на боковую стенку
4 подземного сооружения. Подпорная стенка снабжена экраном 5, установленным с воздушным зазором перед лицевой стенкой, засыпкой 6 иэ несвязного грунта, размещенной 3а лицевой стенкой, н дренажным усТройством 7, расположенным перед эаглубленной v, грунт частью лицевой стенки, а анкерные плиты 3 размещены внутри подземного сооружения.
Основной несущей конструкцией является лицевая стенка, которая может быть выполнсна в виде металлического шпунта илн
637494 железобетонной панели и воспрнннмае активное боковое давление грунта. Это давление воспринимается мерзлым грунтом в основании стенки и с помощью анкерной тяги 2 опорной плитой 3, расположенной в подземном сооружении.
Уменьшение оттаивания грунта эа стенкой осуществляется с помощью экрана 5, закрепленного на лицевой поверхности подпорной стенки. Отвод воды из засыпки б и из сеэоннооттаявшего слоя 8 производится через выпуски 9 в стенке в дренаж 7.
Размещение анкерных плит 3 внутри подземного сооружения позволяет повысить надежность и несущую способность анкерных опор за счет увеличения площади анкерных йлит и более эффективного использования несущей способности вечномерзлых грунтов, хорошо работающих на сжатие; упростить бурение скважин для анкерных тяг, производя его из подземного сооружения, используя для упора его противоположную стенку, не исключено бурение скважин проколом; путем вентилнрования подземного сооружения холодным зимним воздухом понизить температуру массива мерзлого грунта, что повысит не только несущую способность оснований анкерных опор, но и общую устойчивость массива; обеспечить равномерность первоначального натяжения анкерных тяг, отчего в значительной степени зависит удовлетворительная работа всей конструкции; упростить надзор эа состоянием анкерных опор в процессе эксплуатации, в том числе и организации наблюдений за напряженным состоянием анкерных тяг, а при необходимости и нх ремонта.
Засыпка пазух между подпорной стенкой и мерзлым массивом производится несвязными грунтами, размеры их определяются расчетом. Работы по возведению подпорных стенок желательно вести в холодный период года. При возведении их в теплый период года следует принимать меры по предохранению от оттаивания вечномерзлых грунтов. Следует особо тгцательно произвести отвод поверхности и грунтовых вод. Ни в коем случае не допускается поступление какой-либо воды s засыпку в зимнее время.
Расчет распорного (активного) давления на стенки в рассматриваемом случае производится как на высокие параллельные стенки, Это давление определяется величиной оттаявшего грунта эа стенкой. Мерзлый массив грунта рассматривается как жесткая
5 стенка. Подпорная стенка не только удерживает в равновесии оттаявший грунт в откосах, но н предохраняет грунт от интенсивного оттаивания, так как препятствует оползанию грунта и обнажению мерзлой части массива.
Описываемая подпорная стенка обладает повышенной надежностью в условиях вечномерзлых грунтов, что в значительной степени снижает эксплуатационные расходы.
Кроме того, более высокая несущая способность анкерных опор позволяет испольэо вать более широкие лицевые панели, а следовательно, уменьшить число анкерных опор и горизонтальных скважин. Все это вместе взятое по сравнению с другими видами подпорных стенок составит экономический эффект порядка 40 /о. формула изобретения
Подпорная стенка, возводимая вблизи подземного сооружения, включающая частично заглублениую в грунт лицевую стенку и соединенные с ней посредством тяг анкерные плиты, опертые на боковую стенку подземного сооружения, отличающаяся тем, что, ЗО с целью повышения надежности работы подпорной стенки в условиях вечномерэлых грунтов, она снабжена экраном, установленным с воздушным зазором перед лицевой стенкой, засыпкой из несвязного грунта, размещенной эа лицевой стенкой, и дренажЗ ным устройством, расположенным перед заглубленной в.грунт частью лицевой стенки, а анкерные плиты размещены внутри подземного сооружения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
I. Будни А. Я. Гонкие подпорные стенки, Л., Стройиздат, 1974, с. 20 — 36.
2. Дуброва Г. А. Методы облегчения и
5 удешевления гидротехнических сооружений, М., «Речной транспорт», 1959, с. 157.
637494 сс г.
7.».
::1..
:.3-: : - ....:.:.. .-
1 Ф
1 с
2-: .- °л М г
-г
l %, с сс 1% С с с сс
° % ° 1
:! с с с с %1 л, % %%,Ф1
° ° с >с
1 р
1.„, С с с 1
% ° 1 1 С ° × %1 ° %1% 1 > с% . с °
° С 1 С, 11,, фС ЮС
1 С
Ф сф 1 с ° °
\ 1 Ф 1
1 %1
%1р \ %,1 Ф °
Ф с ° % с ° V °
Ъ° 1 с 1 \ Ю С 1, °
1 С
Ф
1 ° 1 с с °
М 1 1 1 )
% 1 с, с
° ссю, 1 ЪФ
° сб
g 1
:1
% ср °
° 1
3° %1 с
° с . ° !
Ф
\ м ° с ф
> Фс
Ф ссФ %Ф ° Ф .1х >
В, с
Ф
%.1 Ф, °
° ° 1 Ю Ю °
° ° с
° 1 С с
%
1 °
° °
Ф 7 У
Г,„1, %Ф%
1 1 1
11% с/с
%Ф с с ° сб ° 1
4 чс
° .
Ф Ф
Составитель Г. Гавригнук
Редактор I . К)р <»>.n»a Техред O. Луп>вая Корректор Д. Мельниченко
Заказ 706 I,/ 22 Тираж 777 Подписное
ЦН ИИ ПИ I <н у дарственного когянтста Сов>-та Министров СССР н<> делам изобретений и открытий
1 I 3>.>:I5, Москва, Ж 35, Раушская наб., л. 4/5
Филиал IIIIII %Г!»тент%, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


