Шаровой палец к насадке для вождения транспорта протезированной рукой
ОПИСАНМЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Сецу аанетнчеккнх
Рвспублнк
<>635983 (61) Дополнительное к авт. свнд-ву (22) Заявлено 11.07.77(21) 2505400/28-13 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 051278. Бюллетень ¹ 45 (45) Дата опубликования описания 10.1278 (51) М. Кл.
А 61 Г 1/06
Государственный комитет
Совета Министров СССР: но делам изобретений и открытий (53) УДК 615.477. .212616 (088.8) (72) Автор иЗобретения
Ю.М.Щелчков
P3) Заявитель (54) ВИРОВОЙ ПАЛЕЦ К НАСАДКЕ ДЛЯ ВОЖДЕНИЯ 1РАНСПОРТА ПРОТЕЗИРОВАННОЙ РУКОЙ
Изобретение относится к медицинской технике, а именно к протезированию, и предназначено для управления транспортными средствами с помощью рабочих приспособлений при отсутствии рук.
Известен шаровой палец к насадке для вождения транспорта протезированной рукой, содержащий стержень с элементами крепления, включающими колпак, и шаровую головку, выполненную в виде шара, посаженного на палец (11 .
При поворачивании рулевого колеса протезированной конечностью перемеще- 1 ние колпака насадки относительно шара пальца сводится к взаимному скольжению их соприкасающихся поверхностей.
Поскольку основное взаимодействие колпака с шаром происходит в плоскос- ® ти,параллельной ободу рулевого колеса, то и соприкасающимися поверхностями в насадке являются боковая поверхность тороидальной полости колпака и поверхность шарового пояса шара в районе его экваториальной линии. Известно, что трение скольжения в подобных случаях зависит от материала сопрягаемых деталей и чистоты обработки их поверхностей, в частности от степени загрязнения и забоин, неизменно сопуствующих вождению протезированной конечностью, когда в .виду значительных люфтов между сопрягаемьми колпаком и шаром имеют место их постоянные соударения, а в зазоры между ними пррникают загрязняющие элементы с абра- зивными включениями. Установка капронового шара взамен стального смягчает соударения и стуки в насадке, но значительно повышает трение в сопряжении, а значит и усилия поворачивания рулевого колеса. Все зто снижает надежность и .оперативность управления транспортным средством.
Цель изобретения — повышение надежности и оперативности управления транспортом.
Поставленная цель достигается тем, что шаровая головка выполнена из двух элементов, соединенных резьбой, в одном из которых имеется отверстие и подпружиненный шарик, а другой установлен на стержне с возможностью вращения.
На фиг. 1 изображен шаровой палец к насадке для вождениятранспорта протезированной рукой, продольный разрез: на фиг..2 — разрез A-A фиг. 1; на фиг. 3 — насадка для вождения тран3
6359 спорта протеэированной рукой, закрепленная на ободе рулевого колеса, продольный разрез.
Шаровой палец содержит цилиндрический стержень 1, переходящий в шаровую головку 2, разделенную на составные элементы, позволяющие ввес- 5 ти между головкой и стержнем переходной элемент — радиальный подшипник
3 и сделать шар вращающимся относительно стержня пальца в экваториальной плоскости колпака 4 и обкатываю- lp щимся в касательной ко дну колпака и меридиальной плоскостях эа счет введения в макушку шаровой головки опорнoro шарика 5.
Стержень 1 пальца соединяется с 15 шаровой головкой через радиальный ша- риковый подшипник 3, внешняя обойма которого запрессована в гнездо нижней секции 6 головки 2, внутренняя напрессована на шейку 7 стержня 1.
Для скрытого размещения радиального подшипника нижняя секция 6 шара замыкается верхней секцией 8 с помощью резьбового соединения.
Для размещения опорного шарика 5 в . теле верхней секции соосно со стержнем выполнено сквозное отверстие— гнездо 9 с сужением выходного канала на конус для предотвращения выпадения шарика наружу. Для обеспечения фиксации его в гнезде и необходимого уров.- З0 ня выхода наружу при условии сохранения легкого вращения он поджат снизу пружиной 10 и резьбовой пробкой 11.
Иаровой палец работает следующим образом. 35
При одевании колпака 4 на шаровую головку 2 дно колпака ложится на поверхность опорного шарика 5, немного выступающего над поверхностью шаровой головки.По этому шарику как по ка-40 ку колпак легко перемещается в касательной плоскости в нужную сторону и входит своей боковой поверхностью торо идальной полости в контакт с шаровой головкой по линии касания (здесь это меридиональная дуга, проходящая через точку а фиг . 2) . Опираясь на шаЯ
$ рик 5, колпак легко перемещается относительно шаровой головки в меридиональной плоскости с целью наклона его осевой, неизбежного при смене позиций шаровой головки, происходящей при повороте обода 12 рулевого колеса относительно плечевого сустава протезированной руки.
Вместе с тем при незначительном прижатии боковой поверхности полости колпака 4 к боковой поверхности головки шарик 5 не мешает их контактированию и устойчивому положению при взаимодействии.
При перемещении колпака 4 в пространстве вместе с ободом 12 рулевого колеса шаровая головка вследствие вращения на шейке 7 будет обкатываться
ho внутренней боковой поверхности полости колпака влево-ВпрВВо и будет последовательно проходить точки а, б, с, d и т.д.
Применение шарового пальца в насадке облегчает поворачивание рулевого колеса протезированной рукой и повйшает оперативность в прилаживании колпака на шаре.
Формула изобретения
Шаровой палец к насадке для вождения транспорта протезированной рукой, содержащий стержень с элементами крепления и шаровую головку, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности и оперативности управления транспортом, шаровая головка выполнена из двух элементов, соединенных резьбой, в одном из которых имеется отверстие и подпружиненный шарик, а другой установлен на стержне с возможностью вращения.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Шаровой, палец для управления транспортом. — Протезирование и протезостроение, 1961, вып. V(IX)
МСОРСФСР с. 141-143.