Вездеходное транспортное средство
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
СОциэ INcòì÷áñêé é
Республик
К ПАТЕНТУ (61) Дополнительный к патенту (22) Заявлено 300874 (21) 2059998/27-11 (23) ПРиоРитЕт — (82) 30.08.73 (53) М. Кл.
В 60 Р 3/00
В 62 D 55/00
Государственный комитет
Совета Ми н истр о в С С С Р но дедам изобретений и открытий (3 3) cttlA(3I) 391811 (68) УЛК 629.113.
037 (088 8) (43) Опубликовано 251178,Бюллетень № 43 (45) jlàòà опубликования описания 26.1178 (72) Автор изобретения
Иностранец
Хай Джозеф Ривет (США) (71) Заявитель (54) ВЕЗДЕХОДНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО
Изобретение относится к транспортному машиностроению преимущественно к производству вездеходных транспортных средств, предназначенных для преодоления заболоченных участков местности и перевозки тяжеловесных грузов.
Известно вездеходное транспортное средство, предназначенное для преодоления пересеченных и заболоченных ®0 участков местности, выполненное в виде двух раздельных понтонов удлиненной формы, представляющих собой герметичную конструкцию и снабженных гусеничной цепью и приводным устройством. Гусеничная цепь выполнена в виде шарнирно соединенных звеньев, снабженных поперечными грунтозацепами. Приводное устройство обеспечивает перематывание гусеничных цепей от одной силовой установки, размещенной между понтонами и выше их (lj .
Однако транспортное средство недостаточно надежно при движении на местности со слабыми грунтами, так как- понтоны не обладают нужной жесткостью.
Известно вездеходное транспортное средство, предназначенное для преодоления сильно пересеченной и забо лоченной местности, выполненное в виде двух раздельных понтонов удлиненной формы, прецставляющих собой герметичную конструкцию и снабженных гусеничной цепью и приводным устройством. Гусеничная цепь опирается на понтоны через ролики, силовые установки этого транспортного средства находятся внутри понтонов, что значительно улучшает его ходовые качества. Однако форма самих понтонов и механизм опоры на них гусеничных лент не обеспечивают достаточной проходи мости транспортного средства по тяжелым заболоченньцч грунтам (2) .
Известно веэдеходное транспортное средство, содержащее два раздельных понтона удлиненной формы, выполненных в виде герметичной конструкции, имеющих постоянную высоту по крайней мере на половине их длины, снабженных гусеничными цепями и приводными устройствами для их перематывания 3 .
Такое транспортное средство не беспечивает достаточной прочности конструкции самих понтонов, что не позволяет его использовать для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов °
634651
Целью изобретения является обеспечение прочности конструкции и ее компактности, Это достигается тем, что кажцый понтон снабжен продольными перегородками, пространственно разделенными одна от другой и образующими водонепроницаемые отсеки, поперечными двутавровыми балками, приваренными на всю ширину внутренней части днища понтонов и проходящими череэ продольные перегородки, двутавровыми балками, приваренными к обоим понтонам в верхней части на носу и на корме параллельно одна другой, причем каждый понтон выполнен по крайней мере с двумя желобами на его верхней l5 части и днище, а каждая гусеничная цепь выполнена в виде двух бесконечных приводных цепей, размещенных в желобах, с прикрепленными к ним поперечными грунтозацепами, выполненными иэ углового профиля, размещенными между приводными цепями и снабженными опорными колодками иэ пластического материала, прикрепленными болтами к полкам грунтозацелов и опирающимися на верхнюю часть и днище понтона. Кроме того, транспортное средство может быть выполнено с дополнительным желобом, размещенным вдоль каждого понтона в верхней его части между фланцами основных желобов, 30 причем фланцы дополнительного желоба возвышаются над поверхностью понтона, а пространство между фланцами дополнительного желоба заполнено пластическим материалом с низким ко с5 эффициентом трения для взаимодействия с опорными колодками.
Кроме того, опорные колодки могут быть выполнены из пластического материала с низким коэффициентом трения,40 например из эпоксидной смолы, тефлона, нейлона или полипропилена.
На фиг. 1 показано предлагаемое транспортное средство, вид спереди; 45 на фиг. 2 — то же, вид сзади; на фиг. 3 — то же, вид сверху; на фиг.
4 — понтон, вид сбоку; на фиг. 5 то же, общий вид; на фиг. 6 — то же, вид спереди; на фиг.. 7 — опорный вал 60 и ведущее колеса, вид спереди; на фиг. 8 — гидравлический привод, вариант выполнения. Вездеходное транспортное средство состоит из двух раздельных понтонов 1 и 2, имеющих удлиненную форму. Понтоны выполнены
55 в виде герметичной конструкции и закреплены параллельно друг другу с помощью двутавровых балок 3, 4 и 5, В приваренных к понтонам, На каждом конце каждого понтона установлены валы 6,,на которых закреплены ведущие колеса 7. Каждый вал вращается на
- подшипниках 8, прикрепленных к уголкам
9, которые приварены к понтонам 1 и 2 около верхней части. На колесах 7 65 перемещаются бесконечные приводные цепи 10 и 11, между которыми закреплены поперечные грунтоэацепы 12 в форме уголков с вертикальными фланцами, направленными в сторону от понтонов. Между цепями 10 и 11 предусмотрены опорные колодки 13, прикрепленные к полкам уголков так, чтобы они прижимались либо к верху, либо к низу понтона или желоба 14, заполненного пластическим материалом с низким коэффициентом трения, например эпоксидной смолой, тофлоном, или нейлоном, обеспечивающим антифрикционную поверхность, входящую в контакт с опорными колодками 13.
Последние могут быть выполнены из полипропилена для дальнейшего уменьшения износа и снижения трения.
Транспортное средство работает следующим образом.
В
Приводные цепи 10 и 11 приводятся в движение от вала 16 через ведущее колесо 7. Вал 6. в свою очередь, приводится во вращение посредством цепи
15, приводимой от гидравлического двигателя 16, предусмотренного для каждого понтона.
Понтоны 1 и 2 имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них имеет верхнюю часть 17, днище 18 и боковые стенки 19 и 20. Внутренняя часть понтона делится на ряд водонепроницаемых отсеков перегородками 21, 22 и 23, которые привариваются к боковым сторонам и днищу понтона. Эти перегородки. повышают конструктивную прочность понтона, а также стенок водонепрони- цаемых отсеков. По длине днища понтона поперек его продольной оси проходит ряд двутавровых балок 24, приваренных к днищу 18. Перегородки и двутавровые балки вместе с продольными желобами 14 в верхней части и днище каждого понтона обеспечивают жесткую конструкцию, стойкую к продольным изгибам, скручиванию или растрескиванию сварных узлов. Продольные желоба 14 образуют направляющие для цепей 10 и 11, к которым прикреплены грунтозацепы 12, а опорные колодки 13, предусмотренные в среднем участке этих грунтоэахватов, выступают в качестве грузонесущей поверхности, уменьшающей износ рабочих элементов и снижающей расход энергии для движения транспортного средства.
Срезанная снизу носовая часть понтона образуется соединением днища с перегородкой 21, имеющей уменьшенную высоту. Основная груэонесущая часть понтона проходит от перегородки 22 к заднЕй части. Качающаяся конструкция, образуемая срезайной снизу носовой частью, позволяет транспортному средству проходить через такие преграды, как пни деревьев, овраги, хол634651,мы и быстро занимать устойчивое положение после их преодоления.
Транспортное средство имеет кабину для обслуживающего персонала и
50-тонный подъемник, поворачивающийся относительно основной рамы и приводимый в действие посредстном гидравлических двигателей 16 с системой управ- 5 ления., Гидравлический привод при помощи вала 25 связан с дизельным двигателем.
Реверсивный гидронасос 26 переменной производительности упранляется руко- )О яткой 27, воздействующей на клапан управления 28. Привод снабжен баком
29 и теплообменником 30. Предусмотрены две отдельные рукоятки 27 управления и две системы для привода каждо- 15 го понтона независимо друг от друга или одновременно.
При расположении понтонов один от другого на расстоянии 1-1,5 м обеспечивается минимальный радиус поворота.
Веэдеходное транспортное средство обеспечивает транспортировку по болоту, воде и твердому грунту грузов с массой до 60 т, что позволяет vcтананливать поверх конструкции драглайны, машины для валки деревьев и другое мощное оборудование, предназначенное для работы в тяжелых эксплуатационных условиях.
Формула изобретения
1. Веэдеходное транспортное средство, содержащее два раздельных понтона удлиненной формы, выполненных в виде герметичной конструкции, имеющих постоянную высоту по крайней мере на половине их длины, снабженных гусеничными цепями и приводными устрой- 40 ствами для их перематынания, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью обеспечения прочности конструкции и ее компактности, каждый понтон снабжен продольными перегородками, пространственно разделенными одна от другой
45 и образующими воцонепроницаемые отсеI ки, поперечными днутавровыми балками, приваренными на всю ширину внутрен,ней части днища понтонов и проходящими через продольные перегородки, двутавроными балками, приваренными к обоим понтонам н верхней части на носу и на корме параллельно одна другой, причем каждый понтон выполнен по крайней мере с двумя желобами на его верхней части и днище, а каждая гусеничб ная цепь выполнена в виде двух бесконечных прйводных цепей, размещенных н желобах, с прикрепленными к ним поперечными грунтоэацепами, выполненными из углового профиля, размещенными между приводными цепями и снабженными опорными колодкам» иэ пластического материала, прикрепленными болтамн к полкам грунтоэацепов и опирающимися на верхнюю часть и днище понтона.
2. Транспортное средство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что оно выполнено с дополнительным желобом, размещенным вдоль каждого понтона в верхней его части между фланцами основных желобов, причем фланцы дополнительного желоба возньпааются над поверхностью понтона, а пространство между фланцами дополнительного желоба заполнено пластическим материалом с низким коэффициентом трения для взаимодействия с опорными колодками .
3. Транспортное средство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что опорные колодки выполнены из пластического материала с низким коэффициентом трения, например из эпоксидной смолы, тефлона, нейлона или полипропилена.
Источники информации„ принятые но внимание прн экспертизе:
1. Патент СИЛ Ю 2546523, кл. 1151, 1951.
2. Патент США 1 3418961, кл. 1151, 1968.
3. Авторское свидетельство СССР р 331941, кл. В 60 F 3/00, 1969.
634651
Составитель Л.Демидов
ТехредО.Андрейко корректор П. Василина
Редактор Т.Фадеева
1 Эаказ 6620/1 Тираж 799 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская «a6., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4





