Устройство для моделирования двигателя постоянного тока
бзоьзз
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт, свид-ву (22) Заявлено 03.01.77 (21) 2439981!18-24 с присоединением заявки № (23) Приоритет (51) М. Кл. G 06G 7/62
Государственный комитет ла делам изобретений (43) Опубликовано 30.10,78. Бюллетень ¹ 40 (53) УДК 681.333 (088.8) и открытий (45) Дата опубликования описания 30.10.78 (72) Авторы изобретения Л. С. Удут и П. Г. Яковенко (71) Заявитель Томский ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового
Красного Знамени политехнический институт им. С. М. Кирова (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ
ПОСТОЯННОГО ТОКА
Изобретение относится к вычислительной технике и может быть использовано для моделирования двигателей постоянного тока.
Известно устройство для моделирования двигателя постоянного тока, содержащее последовательно включенные два интегратор а и инвер тор (1) .
Недостаток такого устройства состоит в низкой точности воспроизведения процессов в двигателе постоянного тока при питании его от вентильного преобразователя.
Наиболее близким по технической сущности к рассматриваемому является устройство, содержащее последовательно соединенные первый и второй интеграторы, первый инвертор и первый разделительный элемент (2).
К недостаткам этого устройства следует отнести невозможность точного моделирования двигателя постоянного тока при различных направлениях тока через двигатель.
Цель изобретения — обеспечение моделирования двигателя постоянного тока с высокой точностью в режиме прерывистого тока при различных направлениях тока через двигатель, т. е. повышение точности устройства.
Поставленная цель достигается тем, что в устройство введены второй, третий, четвертый, пятый и шестой разделительные элементы и второй, третий и четвертый инверторы, причем входы первого и второго инверторов через первый и второй раздели5 тельные элементы соответственно подключены к выходу второго интегратора, выходы первого и второго инверторов соединены со входами первого интегратора, выход которого подключен к входу третьего инвертоI0 ра, выходы третьего и четвертого инверторов через параллельно подключенные третий и четвертый разделительные элементы соединены с входом первого инвертора и через параллельно подключенные пятый и
15 шестой разделительные элементы с входом второго инвертора.
На чертеже приведена принципиальная схема устройства.
Устройство содержит интеграторы 1 и 2, 20 инверторы 3 — 6, разделительные элементы
7 — 12, источники 13 и 14 смещающих напряжений, датчик 15 тока нагрузки.
Вход устройства соединен с входом интегратора 1, который включен последова25 тельно с интегратором 2, другой вход интегратора 2 с датчиком 15 тока нагрузки, а его выход через разделительные элементы 7 и 8 — с входами инверторов 3 и 4, выходы KQTopbIx связаны с входами интег30 ратора 1. Выход инвертора 5 соединен по030633 следовательно с инвертором 6, а его вход— с выходом интегратора 1. Выходы инверторов 5 и 6 подключены через разделительные элементЫ 11, 12 и 9, 10 на входы инверторов 3 и 4, на другие входы которых поданы напряжения от источников 13 и 14 смещающих напряжений.
Работает устройство следующим образом.
Входное напряжение подается на вход интегратора 1, выходное напряжение которого, пропорциональное току двигателя, поступает на вход интегратора 2. На другой вход интегратора 2 подается сигнал, пропорциональный моменту нагрузки. Выходное напряжение интегратора 2, пропорцио- 15 нальное скорости вращения двигателя, через разделительные элементы 7 и 8 поступает на входы инверторов 3 и 4, которые при отсутствии напряжения с интегратора
1 (ток двигателя равен нулю) заперты на- 20 пряжениями источников 13 и 14, так как напряжения на выходе инверторов 5 и 6 равны нулю.
Если выходное напряжение интегратора
1 отлично от нуля, то на выходе инверто- 25 ров 5 и 6 появляются напряжения, которые компенсируют на входах инверторов 3 и 4 напряжения источников смещающих напряжений. Это приводит к установлению обратной связи по ЭДС двигателя через зо разделительные элементы 7 или 8 и инверторы 3 или 4 в зависимости от знака выходного напряжения интегратора 2.
Рассматриваемое устройство обеспечивает возможность моделирования двигателя по- 35 стоянного тока в режиме йрерывистого то. ка с высокой точностью при различных направлениях тока через двигаТель.
Формула изобретения
Устройство для моделирования двигателя постоянного тока, содержащее последовательно соединенные первый и второй интеграторы, первый инвертор и первый разделительный элемент, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, в него введены второй, третий, четвертый, пятый и шестой разделительные элементы и второй, третий и четвертый инверторы, причем входы первого и второго инверторов через первый и второй разделительные элементы соответственно подключены к выходу второго интегратора, выходы первого и второго инверторов соединены с входами первого интегратора, выход которого подключен к входу третьего инвертора, выходы третьего и четвертого инверторов .:рез параллельно подключенные третий и вертый разделительные элементы соедп: ны с входом первого инвертора и через параллельно подключенные пятый и шестой разделительные элементы с входом второго инвертора.
Источники информации, принятые во вн имание при экспертизе
1. Руденко В. С. и др. Импульсные преобразователи и стабилизаторы на тиристорах. Киев, «Наукова Думка», 1972, с. 82.
2. Электротехническая промышленность.
Сер. «Электропривод», вып. 7, 1972, с, 16.
630633
Редактор И. Грузова
Заказ 1697/20 Изд. № 691 Тираж 799 Подписное
НПО Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Составитель И. Загорбинина
Техред С. Антипенко
Корректоры: О. Данишева и В. Дод


