Образец для измерения электропроводности гиперпроводящих шин
ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ГИПЕРПРОВОДЯЩИХ ШИН при механическом нагружении поперечным сжатием в криогенных условиях, выполненный в виде отрезка испытуемой шины с токовыми и потенциальными контактами, отличающийс я тем, что, с целью повышения точности измерения, он снабжен жесткими проставками из изоляционного материала в виде пластинок с дистанционирзпощими' выступами с противоположных сторон, отрезок шины имеет зигзагообразную форму с прямолинейными деформируемыми участками, а проставки установлены друг против друга между зигами так, что дистанционирующие выступы прилегают к деформируемым участкам.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН (19) (11) (g1)g G 01 К 27/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 2437752/18-28 (22) 27. 12. 76 (46) 30.10.90. Бюл. 1Ф 40 (72) Р.А.Глиник, В.И.Гостищев и В.Н.Хазов (53) 621.317.33 (088.8) (56) Брехна Г. Сверхпроводящие магнитные системы. И.:.Мир, 1976, с.493. (54) (57) ОБРАЗЕЦ ДЛЯ И31БРЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТИ ГИПЕРПРОВОДЯЩИХ ШИН при механическом нагружении поперечным сжатием в криогенных условиях, выполненный в виде отрезка испытуеИзобретение относится к измерению электрических величин и может быть использовано, в частности, для измерения электропроводности гиперпроводящих шин при их механическом нагружении поперечным сжатием в криогенных условиях.
Известный образец для измерения электропроводности гиперпроводящих шин при их механическом нагружении в криогенных условиях выполнен в виде отрезка испытуемой шины с токовыми и потенциальными контактами.При испытаниях его: помещают в специальный криостат для охлаждения до рабочих температур и подвергают механическому растяжению.
Известный образец является наиболее близким к предлагаемому изобре- . тению,.
Однако в реальных рабочих условиях токопроводящая шина находится в
2 мой шины с токовыми и потенциальными контактами, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения точности измерения, он снабжен жесткими проставками из изоляционного материала в виде пластинок с дистанцнонирующими выступами с противоположных сторон, отрезок шины имеет зигзагообразную форму с прямолинейными деформируемыми учас-ками, а проставки установлены друг против друга между зигами так, что дистанционирующие выступы прилегают к деформируемым участкам.. сложных условиях нагружения и в большинстве случаев преобладающим видом механической нагрузки является ее поперечное сжатие электромагнитными силами, которые в мощных электромагнитах могут создавать в шинах напряжения до 10-20 кгсм/мм . В этих случаях естественно ожидать эффекта изменения электрических характеристик шины и соответственно обмотки в. целом. Однако по результатам измерений электросопротивления образцов шины при растяжении численную величину изменения электросопротивления при поперечном сжатии предсказать с достаточной степенью точности невозможно.
Целью изобретения является повышение точности измерения электропроводности гиперпроводящих шин при их механическом нагружении поперечным сжатием в криогенных условиях.
: 628762
В
Редактор С.Титова
Корректор В. ГирнЯк
Техред Л.Олийнык
Заказ 4352 Тираж 555 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета .по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г.ужгород, ул. Гагарина,101
Для этого образец испытуемой шины снабжен жесткими проставками из изо- ляционного материала в виде пластинок с дистанционирующими выступами с противоположных сторон, отрезок шины имеет зигзагообразную форму с прямолинейными деформируемыми участками, а проставки установлены друг против друга между зигамн так, что .дистанционирующие выступы прилегают к деформируемым участкам. На чертеже представлен предлагаемый образец.
Он содержит отрезок испытуемой шины 1, которому специальным образом придана зигзагообразная форма, с токовыми койтактами 2 и потенциаль-: ными контактами 3 и проставки 4 из изоляционного материала в виде плас- 2р тинок с дистанционирующими выступами 5 -с противоположных сторон.
При испытаниях проставки 4 устанавЛиваются друг против друга между зигзагами шины 1 и через них произ- 25 водится одновременное и адэкватное поперечное сжатие всех деформируемых участков шины силой P в обычной \
/ испытательной установке. Этим достигается увеличение общей площади деформирования, пропорциональное числу зигзагов образца, и, соответственно, возрастает выходной сигнал в результате суммирования сигналов по всем деформируемым участкам. При проведении замеров к образцу шины подводится ток I и снимается изменение напряжения gU на основании чего рас" считывается изменение удельного . электросопротивления испытуемой шины
Д и ее электропроводность в условиях механического нагружения.
Достоинством данного образца является то, что значительное увеличение деформируемой площади достигается при неизменной деформирующей силе и соответственно не требуется увеличения сечения нажимного штока, что важно с точки зрения снижения теплопритока в криогенную камеру.
Данный образец позволяет значительно ускорить и вместе с тем удешевить отработку совершенных электромагнитных конструкций с проводниками на основе гиперпроводящих материалов.

