Сцепное устройство автопоезда
Союз Советскнх
Соцналнстнмескнх
Реслублнк
0ll HCAHHE
ИЗОБРЕТЕН ИЯ (11) 619368К ВтОРСКОМХ СВИДВтЕЛЬСТВ (6l) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено 09.02.72 (21) 1744878/27-11 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.08.783юллетень № 30
Я (51) М. Кл.
В 60.01/04
Гфсударстввниый комитат
Сваатв Миииатрвв СССР ив двлам извбрвтвиий я вткрмтий (53) УДК 629.114..3(088,8) (45) Дата опубликования описании 10.07.78 (72) Авторы изобретения
В. А. Мещеряков, Т. А. Корнипов, В. A. Ручкин и ll. ll. Прончев
Всероссийский ордена Трудового Красного Знамени научно-исспедоватепьский и проектно-технопогический институт механизации и эпектрификации сепьского хозяйс тва (71) Заявитель (54) СБЕПНОЕ УСТРОЙСТВО АВТОПОЕЗД
Изобретение относится к сцепным устройствам транспортных средств, испопьзуемых дпя вывозки зерна от уборочных комбайнов.
Известно сцепное устройство автопоеэда, содержащее шкворень, тяговую вилку и рычажную систаыу(1).
Недостатком данного устройства является непопное опускание шкворня вспедствие его заедания ипи нарушения работы рычажной системы затвора, что вызывает попомки шкворня и випки и самопроизвольную расцепку на ходу автопоезда.
Известно и другое сцепное устройство автопоезда, содержащее тяговый крюк с
"замком и повитель сцепной петли прицепа121.
Ванное устройство явпяется наибопее бпизким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату.
Недостатком его является невозможность автоматической сцепки прицепа и тягача с сохранением продопьной гибкости автопоеэда во время движения.
Бель изобретения — автоматическое сцеппение тягача с прицепом и сохранение продопьной гибкости автопоезда.
0пя этого тяговый крюк сцепного устройства снабжен двуппечей защелкой,на нижнем ппече которой шарнирно закреппены повитель и рычаг дпя перекрытия зева тягового крюка.
С цепью направпения сцепкой петпи в зев тягового крюка на нижнем плече двуппечей защелки установлены горизонтапьные и вертикапьные упоры дпя ограничения смешения сцепкой петли.
На чертеже изображено сцепное устройство, l3Hg сбоку.
Сцепное устройство состоит иэ тягового крюка 1, передающего тяговое усилие от тягача к прицепу, двуппечей зашепки 2, удерживаюшей верхним плечом сцепную петлю в зеве крюка 1 поспе сцепки тягача с прицепом и выталкивающей эту нетпю нижним плечом из зева крюка при расцепке. Сцепное устройство снабжено верхним замком 3 с пружиной 4у
25 рычагом 5 расцепа и повитепем 6. Рычаг
6 19368 расцепа и ловитепь шарнирно эакреппены
lH& нижнем плече двуппечей защелки 2.
Устройство имеет нижний замок 7 с пружиной 8, рычаг 9 для перекрытия зева крюка 1 и горизонтапьные и вертикапьные упоры 10, установленные на нижнем плече двуплечей защелки для ovраничення-смещения сцепной цетпи.
Поворачиваясь вокруг оси 11, эащеика
2 может быть эафиксировайа в двух
10 попожениях, обеспечивающих два,состояния сцепного устройства: сцепное устройство открыто (производится саеп ипи расценка и сцепное устройство закрыто (сцепная петля удерживается в зеве крюка). В первом сцучае защепка удерживается с помощью замка 7, во втором - с помощью замка 3.
Ловитель 6 присоединен к двупцечей защепке 2 с ограниченным опусканием относительно нее. При фнксации эащепки в положении сцепное устройство о крыто он обеспечивает упавпивание, а упоры 10 обеспечивают направление сцепной петли к зеву крюка во время сцепки автопоезда. В попожении защелки
"сцепное устройство закрыто" повитель не ограничивает необходимой гибкости автопоезда, а при возникновении усипия, действующего -на него снизу, отклоняеч. 1 ся вверх. Благодаря наличию шарнира 12: обеспечивается возможность движении автопоезда по дорогам с большими подъемами без попомки ловителя.
Нижний замок 7 жестко соединен с рычагом 9, который в попожении сцепное устройство открыто перекрывает вход в эев крюка, а в попожении сцепное устройство закрыто уходит за пределы зева крюка. Верхний замок откры- 40 вается с помощью рычага 5 расцепа.
Управпение этим рычагом осуществляет
cs с места водителя с использованием системы тросов и педалей. При воздействни на рычаг 5 он поворачивается вокруг 4 оси 13 и открывает замок, а после упора в защепку 2 поворачивает ее {вместе с повитепем 6) вокруг оси 11 до состояния сцепное устройство открыто".
Устройство работает следующим об- 50 разом.
При выпопнении сцепа замок 7 закрыт, а рычаг 9 перекрывает вход и эев крюка 1. Тягач к прицепу подается задним ходом. Сцепная петля подпружинен-. ного дышпа прицепа улавливается ловителем
6, направляется им и упорами 10 к зеву крюка и воздействует на рычаг 9, который открывает замок 7 топько в том спучае, если эта петпя расположена над зевом крюка. Защелка 2 с ловителем под собственным весом закрывает эев крюка. Одновременно с закрытием защепки сцепная петля опускается в зев крюка, рычаг 9 уходит за пределы зева «рю»
1ка. При этом под воздействием пружины 4 закрывается замок 3.
Йля выполнения расценки воднтель иэ кабины воздействует на рычаг 5, о крывая замок 3 и защелку 2. Сцепная петля поднимается защепкой и вытапкивается из зева крюка рычагом 9. Замок
7 под воздействием пружины 8 фиксирует защелку в состоянии открыто", .а повитепь 6 — в рабочем попожении.
При этом рычаг 9 перекрывает. вход в зев кркжа.
Предиагаемое сцепное устройство поэвопяет обеспечить как автоматическую сцепку автопоеэда, так и его полуавтоматическую расценку.
Форму ла изобрете..>ня
1. Сцепное устройство автопоезда, содержащее тяговый крюк с замком и повитель сцепной петпи прицепа, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с цельюавтоматического сцепления тягача с прицепом и сохранения продопьной гибкооти автопоезда, тяговый крюк снабжен двуплечей защепкой, на нижнем плече которой шарнирно закреппены повитель и рычаг дия перекрытня зева тягового крюка.
2. Сцепное устройство по п. 1, о з и и ч а ю щ е е с я тем, что, с цепью направления сцепной петпи в эев тягового крюка, на нижнем ппече двуппечей защепки установлены гориэонтапьные и вертикальные упоры дпя ограничения смещения сцепной петли.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Шукин М. М. Сцепные устройства автомобилей и тягачей, Машгиэ, 1961.
2. Патент ФРГ l41030193, кп. 63d 3/05, 1968.
618368
Составитель Н. Веапко
Редактор Т. Юрукова Техред И. К ко Корректор g: Мепьниченко
Заказ 4360/14 Тираж 841 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП "Патент, r. Ужгород, уп. Проектная, 4


