Фрикционная муфта
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ (") 6l 6471
Союз Советских
Социалистических республик
К АВТОРСКОМУ СВИДИТВЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву,(22) Заявлено14,06,76 (2!) 2372538/25-27 с присоединением заявки №(23) Приоритет 02.10.76 (43) Опубликовано25,07.78,Бюллетень № 27 (45) Зата опубликования описания И.ОЙ8 (5!) M. Кл.
F 16 Э 25/063
Гааударстааннмй комнтет
Соаата й!нннотроа СССР но долам нзоорвтоннй н открытнй (53) УЛК 621,825.
° 54(088.8) 3. П. Выборнов, В. Ф. Бялоцкий, Н. Д. Мазалов, О. И. Гяруцкий, В. В. Баранов и В. И. Панченко (?2) Авторы изобретения (71) Заявитель центральный ордеиа Трудового Красного Энамени научно исследовательский автомобильный и автомоторный институт (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть использовано при конструировании коробок передач транспортных машин с переключением их ступеней без разрыва потока мощности в трансмиссии.
Известна фрикционная муфта, применяемая в гидромеханических коробках передач транспортных средств для переключения нх ступеней без разрыва потока мощности в трансмчссии (1).
Недостатком этой муфты является трудность ее выключения, поскольку прн вращении корпуса и поршня муфты жидкость, находящаяся в полости между ними, произво-. дит центробежное давление на поршень, препятствуя его отводу от фрикционных дисков.
Наиболее близким к изобретению техническим решением является фрикционная муфта, содержащая корпус, пакет фрнкционных дисков, сжимаемых основным поршнем, в центральном отверстии которого размещен подпружиненный дополни ельный поршень, образующий с основным поршнем и корпусом муфты полость для рабочей жидкости, свяЗанную со сливным краном, а также систему смазки (2!.
Целью изобретения является повышение плавности включения муфты.
Цель достигается благодаря тому, что предлагаемая фракционная муфта снабжена гидравлической камерой, связанной через дроссельное отверстие с системой смазки и расположенной с одной стороны дополни.тельного поршня, который с другой стороны. (со стороны полости для рабочей жидкости) связан со слнвным краном .
На чертеже изображена предлагаемая фрикционная муфта, половина продольного разреза.
Фрикционная муфта содержит пакет фрикционных дисков 1, сжимаемых основным поршнем"2, установленным в корпусе 3 муфты, С протнвоположнбй поршню 2 е гороны от пакета фрикционных дисков расположен опорный диск 4, закрепленный в корпусе 3. Основной поршень 2 снабжен отжимными пружинами 5 для возврата его в исходное положение при выключении муфты.
В центральном отверстии основного порш ня 2 размещен подпружиненный дополнительный поршень 6, Пружина 7 этого поршня опирается на фланец 8, жестко соединенный с корпусом 3 муфты. Дополнительный поршень 6 образует с основ. ым порп|нем 2 и корпусом 3 полость 9 для рабочей жидкости, подаваемой по каналу 10, выполненному в
3 корпусе муфты, и каналу 11, выполненному в валу 12, на котором закреплен корпус 3.
На периферии муфты в ее корпусе выполнен сливной кран 13 для слива рабочей жидкости из полости 9, связанной с краном посредством отверстия 14 в корпусе 3. Дополнительный поршень 6 связан со сливным краном 13 со стороны полости 9 посредством зубчатой рейки 15, закрепленной на поршне, и хвостовика 16, соединенного с пробкой сливного крана 13. С другой стороны дополнительного поршня 6 выполнена гидравлическая камера 17, сообщающаяся через дроссельное отверстие 18 с системой смазки фрикционных дисков 1. Для подачи смазочной жидкости предусмотрен канал 19 в валу 20, на котором закреплена ступица 21 фрикционных дисков. Канал 19 может быть выполнен не в валу 20, а в валу 12, на котором закреплен корпус муфты.
Когда фрикционная муфта выключена, ее полость 9 сообщается со сливом как через отверстие 14 и сливной кран 13, так и через каналы 10 и 11. Основной 2 и дополнительный 6 поршни при этом находятся в крайнем левом положении. Гидравлическая камера 17 заполнена жидкостью, поступающей через дроссельное отверстие 18 на смазку фрикционных дисков 1.
При включении фрикционной муфты рабочая жидкость по каналам 11 и 10 подается в полость 9, оказывая давление одновременно на основной поршень 2 и дополнительный поршень 6.
Пружины 5 имеют сравнительно небольшое усилие, поэтому вначале перемещается основной поршень 2, а дополнительный поршень 6 остается на месте. Основной поршень подходит к фрикционным дискам 1 и прижимает их к опорному диску 4, после чего давление жидкости в полости 9 поднимается до величины, при которой начинается перемещение вправо дополнительного поршня 6. Вследствие взаимного трения сжатых фрикционных дисков 1 муфта начинает передавать крутящий момент. Дополнительный поршень 6, действуя на смазочную жидкость в камере 17; вытесняет ее на слив.
Благодаря тому, что вытеснение смазочной жидкости производится через дроссельное отверстие 18, перемещение дополнительного поршня 6 происходит постепенно.
Во время перемещения поршня 6 рабочая жидкость, поступающая в полость 9, сливается из нее наружу через по-прежнему открытое отверстие 14 и далее через сливной кран 13. В результате в полости 9 устанавливается давление рабочей жидкости, меньшее номинального, что обеспечивает постепенное выравнивание скоростей вращения фрикционных дисков муфты.
16471
Формула изобретения ло
55
4
В конце своего хода дополнительный поршень 6 через зубчатую рейку 15 и хвостовик 16 поворачивает сливной кран 13, слив рабочей жидкости из полости 9 прекращается, а давление в ней поднимается до номинальной величины, обеспечивая надежное замыкание фрикционных дисков. При этом дополнительный поршень 6 упирается в основной поршень 2, увеличивая усилие сжатия фрикционных дисков 1.
При выключении фрикционной муфты ее полость 9 сообщается со сливом через каналы 10 и 11, давление в ней падает и дополнительный поршень 6 под действием пружины 7 перемещается влево и поворачивает сливной кран 13, открывая слив рабочей жидкости из полости 9 через отверстие 14.
При перемещении дополнительного поршня 6 влево жидкость из системы смазки через дроссельное отверстие 18 поступает в гидравлическую камеру 17, уравновешивая центробежное давление рабочей жидкости на поршень 6 и тем самым облегчая его возвращение в исходное положение. После слива жидкости из полости 9 основной поршень 2 под действием пружин 5 также возвращается в исходное положение и муфта выключается.
Описанная конструкция фрикционной муфты позволяет повысить плавность ее включения, уменьшить благодаря этому динамические нагрузки на трансмиссию транспортной машины и повысить ее комфортабельность для пассажиров. Муфта, кроме того, более компактна и проста в управлении, чем известные.
Фрикционная муфта, содержащая корпус, пакет фрикционных дисков, сжимаемых основным поршнем, в центральном отверстии которого размещен дополнительный поршень, образующий с основным поршнем и корпусом полость для рабочей жидкости, связанную со сливным краном, а также систему смазки, отличающаяся тем, что, с целью повышения плавности включения, она снабжена гидравлической камерой, связанной через дроссельное отверстие с системой смазки, дополнительный поршень со стороны полости для рабочей жидкости связан со сливным краном, а гидравлическая камера расположена с другой его стороны.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент США № 2849889, кл. 74 — 472, 1951.
2. Авторское свидетельство СССР № 509740, кл. F 16 D 25/063, 1974.
616471! г
Составитель И. Антипова
Техред О. Луговая Корректор И. Гоксич
Тираж 1198 Подписное
Редактор Г. Котельский
Заказ 4045/36
ИНИИ!1И Государствен«ого комитета Совета Министров (.C(Р но делам изобретений и ое«р ып »и
113035, Москва, <К-35, Раун<гкап наб., д. 4/5
Филиал Г1ПП «Патент», г. Ужгород, ул Проектная, 4


