Устройство для контроля и регистрации показателей работы транспортных средств
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИД63 ВЛЬСТВУ.
Союз. Советских
Социалистических
Республик (! >i. 615515
Я -
" 4 "" -" " - . о (6!) Дополнительное к. авт. свил-ву(22) Заявлено12.04.76 (21) 2347609/1824 е приеоедннениеи заявки № (23) Прнорнтет(43} Опубликовано Хб.07.78.Бюллетень _#_s26
Я (5!) М. Хл.
q0 С 6/1О
Гасудвратвннньй наетет
CoNte Иннюра CCN.
as делам нзнбрзтенФ н открытий (р) уд!(656 О3 (088.8) (45) Дата опубликования описания 19.06.78
П. М. Чегопин, 9. Е. Куконин и Н. И. Понуэктов в (72) Авторы изобретения о
Институт технической кибернетики АН Бепорусской ССР (71) Заявитель
1 (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ
ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Изобретение относится к области автоматики и вычиспитепьной техники, в част ности к устройствам для преобразования и обработки информации о дорожных ис-. пытаниях .транспортных средств и может:
6bffb использовано дпя спектрального экспресо-анализуа стационарных центрированных случайных процессов с известным законом распределения, протекающих, в, узпах и деталях автомобиля, трактора, прицепа и т, д, Известны устройства дпя регистрации информации об испытываемом объекте.и обработки этой информации в паборагор-. иых условиях (1J, Досооиисово всих устройств заключается в возможности про ведения всестороннего : анапиза информации об испытываемом объекте, недостаток» в отсутствии возможности ее экспресс анализа в дорожных условиях и оператив- щ ного управления ходом испытаний объекта.
Наиболее бпизкик по технической сушности к предлагаемому изобретению является устройство дпя контроля и регистра- у ции показателей работы транспортных средств, содержашее последоватепьно сое диненные датчик, тензоусипитепь, пересграиваемый попосовой фильтр, усипитеаь модупятор-демодулятор и детектор, выходиреобразоватепя напряжения в. частоту подключен к первому входу элемента Й, второй вход которого соединен с выходом реле времени, выход усииитепя мощности подкиочен ко входу советчика, выход детектора через последовательно соединенные пороговый эпемент и светодиод сое ен с нулевой ккеммой источника литания!2 °
Устройство обеспечивает измерение д сперсии в пяти частотных поносах фильтра и повторение измерений пять раз. Выход электронного счетчика устройства соединен со входом элемента (P). вьуход которого соединен со стрелочным прибором При работе прибора в одном из пяти частотных поаос сигнал от датчика усипиваегся тензоуеилителем, фильтруется колосовым фильтром, усиливается усипите пем модулятором-демодулятором, детектируется, возводится в квадрат квадраорем
61551 i и далее управляет работой преобразователя напряжения в частоту.
Энектронный счетчик и счетчик (электромеханический)1 интегрируют эту частоту за время, определяемое реле времени.
Такий образом, отсчет на счетчиках про-, порционален интегралу от квадрата значения входного сигнала за определенное время °
Дисперсия измеряемой величины определяется иэ выражения
КАК1 М р Й 2
Т где g - коэффициент тарировки, Т вЂ” время измерения, М 2 - показания электро-механическо го счетчика, Й вЂ” показания стрепочного прибо5
2О.ра, kg - коэффициент деления электронного счетчика.
Если время измерения брать постоянным, то дисперсия измеряемой величины пропорциональна произведению показаний эпектромеханического счетчика и стрепочнor о прибopa:
25 зо
К
Э=К М К 1 { где T
Регистрация результатов измерения на стрелочном приборе и (электромеханическом) счетчике создает неудобство в работе оператора при создании многоканального устройства и, кроме того, значительно увеличивает объем оборудования бортового устройства. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к подобным устройствам, необходимо измерять. не дисперсию, а; среднеквадратичеокое отключение измеряемой величины, что приводит к дополнительной операции пересчета - извлечения квадратного корня иэ значения дисперсии. Используемый в приборе квадратор дпя своей работы требует относительно высокого напряжения, что приводит к дополнительному схемному усложнению.
Цель изобретения — упрощение устройства.
Введение в устройсTBD расширителя
Это достигается тем, что в предпага- 5р емое устройство введен расширитель импульсов> выход детектора подключен ко входу преобразователя напряжения в частоту, выход элемента И через расширитель импульсов соединен со входом усилителя мощности. ный прибор и тем самым упростить конс трукцию ус тр ой с тва .. У с тр ой с тв о измеряет среднее значение модуля исследуемого параметра а",которое через постоянный коэффициент связано с величиной .реднеквадратического отклонения в соогветствии с соотношением: де коэффициент С имеет определенное значение дпя различных законов расцреде.2ЕНИЯ.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором приведена блок-схема устройства дпя контропя и регистрации показателей работы транспортных средств.
Устройство содержит последовательно соединенные датчик 1, тензоусипитепь 2, перестраиваемый попосовой фильтр 3 на семь частотных понос со средними частотами 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64 Гц, соответственно, усилитель модулятор-демодулятор (МДМ)4, детектор 5, преобразователь напряжения в частоту 6, эпемент И 7, расширитель импульсов 8, уси« пигепь мощности 9 и счетчик 10. Кроме . того, между выходом детектора 5 и нулевой клеммой источника питания 11 соединены последовательно между собой. пороговый элемент 12 и светодиод 13 (индика т ор перегрузки ), реле времени
l4 соединено своим выходом со вторым входом элемента И 7.
Устройство работает следующим образом, При движении транспортного средства (например, автомобиля) датчик 1 вырабатывает электрический сигнал, амплитуда которого изменяется в зависимости от изменения измеряемой величины (например ускорения). Этот сигнал усиливается на несущей частоте гензоусипиге пем + 2, дем одупируется им и и одае тся. на попосовой фильтр 3, настроенный на первую частотную (октавную) пonocy, Выделенный попосовым фильтром 3 пс пеэный сигнал усиливается на несущей частоте усилителем КЯИ 4 и подается на детектор 5. В качестве детектора исп опьзуется двухпопупериодный выпрял;итепь. Выпрямленный сигнал с детектора подаегся на преобразователь напряжения в частоту 6, на выходе которого формируется импульсная последовательность, частота следования импульсов которой изменяется в соответствий с из615515 полосе;
6- а срС >
Тираж 730 одписн о
И 7 (при наличии разрешающего потенциала с реле времени 14) на вход расширителя импульсов 8, Расширенные расширителем 8 импульсы далее усипивают ся усилителем мощности 9 и подсчитываются счетчиком 10 в десятичной систе- 5 ме отчисления. Реле времени 14 опредйпяет . длительность измерения. Кроме того, сигнал с выхода детектора 5 подается на вход порогового эпемента 12, Морог срабатывания, которого выбирается Ю в соответствии с динамическим диапазоном устройства. При превышении этого порога входным сигналом загорается светодиод 13 (индикатор перегрузки).
Ъамер недействителен, если в течение времени измерения светодиод 13 "загорится " несколько раз. В этом спучае оператор уменьшает усиление тензоусилитепя и повторяет эксперимент. Анапогично описанному осуществляется измерение в остальных шести частотных полосах. Показания, снятые с счетчика в семи частотных полосах, характеризуют распредепение энергии колебания по семи частотным полосам спучайного процесса.
Изменяя режим работы транспортного средства, оператор может наблюдать и регистрировать перераспредепение интенсивности копебаний по частотным пойосам.
Показания счетчиков используются дпя определения среднеквадратического значения сигнала в каждой частотной где С вЂ” коэффициент, имеющий различные
35 значения дпя различных законов распределенияя, IO) - среднее значение модуля измеряем or о па раме тра.
Среднее значение модуля измеряемо40
ro параметра, в свою очередь, опредепяется из соотношения: ИИПИ Заказ 3913/40 где К - коэффициент тарировки;
И1- показания электромеханического е тчика, — время измерения.
При постоянном значении T)g) =g я, где К=
Окончательно Ь С ° К1 ° я „
Таким образом, данное устройство по сравнению с известным устройством аналогичного назначения сокращает объем оборудования, особенно при построении многоканальных устройств и упрощает отсчет результата измерения.
Ф ормупа из обре тения устройство дпя контропя и регистрации показателей работы транспортных средств,,: с одержащее поспедоватепьно соединенные датчик, тензоусипитель, перестраиваемый попосовой фильтр, усилитель модулятордемодулятор и детектор, выход преобраэоватепя напряжения в частоту подкпючен к первому входу элемента И, второй вход которого соединен с выходом репе времени, выход усилитепя мощности подключен ко входу счетчика, выход детектора через поспедоватепьно соединенные пороговый элемент и светодиод соединен с нулевой клеммой источника питания, о т п и ч аю ш е e c я тем, что, с целью упрощения устройства, в него введен расширитель импульсов, выход детектора подключен ко входу преобраэоватепя напряжения в частоту, выход элемента И через раоширитель импупьсов соединен со входом усилителя мощности.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Ошпоков В. А. и др., Применение
ЭВМ Днепр" дпя обработки результатов дорожных испытаний автомобипя. Труды
НАМИ, вып. 115, 1969.
2. Техническое описание дисперсиоме1 ра ДМ-2, разработчик НАМИ, Москва.
У


