Переносная моторная пила
А"- Н- И
Союз Советских
Социалистических
Республик
ОП ИС
ИЗОБРЕТЕН Ия (>>) 613893
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (о1) Дополнительное к авт. свил-ву (22} Заявлено 10.01.77 (21} 2441817/29-15 с присоединением заявки № (53) М . Кл.
Б 27 Б 17/OO
Государстеенный номнтет
СоВета Мннистроа СССР оа делам нзооретеннй н открютнй (23) Приоритет(43) О тублнковано 05.07.78рюллетень № 25 (45} Дата опубликования описания 29.05.78 (53) УДК634.0.36;
;621.936.6 (088.8) (72) Автор изобретения
З. А. Келлер (71) Заявитель
Пермский политехнический институт (54) ПЕРЕНОСНАЯ МОТОРНАЯ ПИйЛ
Изобретение относится к мотоинструментам и может быть использовано в лесной и деревообрабатывающей промышленности. . Известна переносная моторная пила„включающая двигатель с пильным аппаратом, бензобак, опорную раму с рукоятками управления, соединенную при помощи упругих элементов с двигателем, и маховик с магнитами магнето, установленный на коленчатом валу двигателя (11, (21.
Однако известные моторные пилы не обеспечивают эффективного снижения амплитуды угловых колебаний двигателя и рамы относительно оси коленчатого вала двигателя.
)Лель изобретения - снижение амплитуды угловых колебаний двигателя и опорной рамы относительно осн коленчатого вала двигателя.
Это достигается тем, что маховик выпол. нен с отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с осью маховика, а в каждом из отверстий установлен ролик, диаметр которого меньше диаметра отееерстня маховика, причем ролики уста2 новлены попарно между полюсами магнитов магнето и выполнены нз немагннтного материала.
На фиг. 1 изображена переносная мотор.ная пила, общий внд; на фиг, 2 - разрез .А-А фиг, 1; на фиг. 3 — сечение Б-Б фиг.
2.
Переносная моторная пила, состоит нэ двигателя 1 с пнльным аппаратом 2, рукояток управления 3, 4 и бензобака 5, жестко
10 соединенных в опорную раму 6, связанную с двигателем при помощи упругих элемент<и
7-9. Упругие элементы 7-9 выполнены в виде цилиндрических равножесткнх пружин, установленных без натяга, средние витки код торых жестко соединены с проуптинами двигателя, а концевые - с кронштейнами опорной рамы G. Коленчатый вал 10 двигателя, жестко соединен с маховиком 11, выполненным в виде кольца, на внутренней поверхнос20 ти которого равномерно по окружности диаметром @ закреплены М 12 магнето. .Маятниковый гаситель устансюлен на маховике 11 и выполнен в виде роликов 13 диаметром и, расположенных с расчетным эа25 зором в отверстиях 14 диаметром. g маховика равномерно на окружности, цен гр кото- рой лежит на его оси. Ролики 13 могут устанавливаты:я попарно между магнитами 12 и выполняются из немагнитного материала с большим удельным весом, например, из сплава BK-14. 11рамежутки между магнитами заполняются немагннтным материалом
15, например медью, в котором выполняются отверстия 14. Ролики фиксируются в отверстиях маховика стопорными кольцами 16. t0
Размеры гасителя и масса ролика определя1отся по следующим соотношениям; ,Ф (0- d)(K>+g}
nfl а «Р
20 М„
®2 Ф1(D - d) где ф- диаметр окружности установки роликов;
9 — диаметр отверстия, в котором ус- 20 тановлен ролик;
cL — диаметр ролика;
Я вЂ” внешний уруановешиваемый крутягр ший момент;
K — порядок гармонической составляющей крутящего момента Мк (— количество роликов гасителя;
Ш- угловая скорость вращении коленчатого вала.
Работа мотопилы с маятниковым гасите лем осуществляется следующим образом.
При вращении коленчатого вала на него действуют вращательные импульсы со стороны кривошица двигателя с частотой, пропорциойальной угловой скорости коленвала CO@"
=u)j(. Под действием гармсжик крутящего момента коленчатый вал с приведенными мас-, сами маховика, кривошипно-ползунного меха1п1змв, муфты сиепления и т.п. совершает крутнльпые колебания, формы которых будут 0 определяться близостью собственных частот крутнльных колебаний системы к частотам гармоник кру1яшего момента М „„, Теоретико-экспериментальные исследования оте<5
1ественных и зарубежных мотопил показали, что на рабочих режимах двигателя. в основном возникает первая форма крутильных колебаний с максимальными амплитудами (пучностями) на маховике и муфте сцепления и
50 одним узлом вблизи кривошипа. Расположение маятникового гасителя на маховике, т,е, в пучности крутильных колебаний, позволяет резко повысить эффективность гашения крутилы1ых ко;1ебаний коленчатого вала. Ролики при угловых, колебаниях маховика перекаты ваются по внутренним поверхностям отверс1ий 14, совершая угловые колебания с собственной частотой, пропорциональной углоВ ОЙ с к Ор Ос н1 в и в ше1111я к Ол1 нч л т Ог 0 в я л 11 > и gp создают реакт1»1ый момент, напрвв.1ннн1,1й в сторону, противоположную инерционному
1 моменту маховика. Центробежный маят11ик действует как самонастраиваюшийся нв все скорости динамический гаситель, позволяющий уменьшить угловые колебания коленчато.го вала. Собственная частота каждого ролика зависит от диаметров отверстии и ролика и радиуса его установки, и поэтому она оди-. накова для всех роликов. Количество роликов выбирается так, чтобы суммарный реактивный момент был равен внешнему инерционному. моменту на маховике той гармоники, которая гасится.
Выполнение роликов из материала ВК-14, с болыцим удельным весом позволяет уменьшить габариты гаси и ля Изготовление ролика и заполнителя между полюсами магнитов из немагиитных материалов позволяет расположить ролики между полюсами магнитсв маховика без нарушения работы системы зажигания, что упрощает конструкцию устройства гасителя. Уменьшение угловых колебаний маховика, т.e. полюсов магнитов относительно корпуса двигателя, приводит
If, выравниванию:интервалов времени между импульсами электротока в системе зажигания, т,в. к большей равномерности вращения коленчатого вала (особенно на режимах холостого хода) и снижению амплитуд угловых колебаний двигателя и рамы от реактивного момента, действующего относительно оси коленчатого вала. Снижение амплитуд крутильных колебаний коленчатого вала приводит к повышению его надежности и долговечности. Равномерное расположение роликов по окружности или попарное по секторам с равным расстоянием между секторами по окружности не нарушает статической и динамической неуравновешенности маховика.
Формула изобретения
1. Пе х.иасная моторная пила, включающая двигатель с пильным аппаратом, бензобак, опорную раму с рукоятками управления, соединенную при помаши упругих элементов с двигателем, и маховик с магнитами магнето, установленный на коленчатом валу двигателя, о т л я ч а ю щ а я с я тем, что, с целью снижения амплитуды угловых колебаний двигателя и опорной рамы относительно оси коленчатого вала двигателя, ма.-.овик выполнен с отверстиями, расположенными по окружности, центр которой совпадает с осью маховика, причем в каждом из отверстий установлен ролик, диаметр которого меньше диаметра отверстия маховика, 2. Пила, по и. 1, о т л и ч а ю ш а яс я тем, что ролики установлены попарно! 3 1:3 8!3, 3
ФиУ, к
Составитель Т. Ивкина.Редактор H. Тимошнина Техред И. Климко . Корректор С. Шекмар
Заказ 3 589/1 2 Тираж 640 Подписное
1111ИИ11И Государсчзенного комитета Совета Министрсв СССР по делам изобретений и открытий
1 130:35, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал 1И111 11атонт, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 между полюсами ми нитов магнето и выполи-ены Н3 немагнитного материала.
11сточники информапии, принятые во внимание при експертизе:
1. Авторское свидетельство ССС1
М. il 9321, кл. В 27 13 1 7/00, 1974.
2. Авторское свидетельство СССР
2349216, кл, В 27 И 17/00, 1976.


