Буровая мачта
(! Во„ ., - :, .тт н
Фт 3!
Ф Ф ((() 6l3075
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕН ИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Созоа бавкид социалистических
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 27.09.76 (21) 2406584/22-03 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.06.78. Бюллетень № 24 (45) Дата опубликования описания 06.06.78 (51) М. Кл. Е 21В 15/00
Государственный комитет
Совета Министров СССР оо аелам изобретений н открытий (53) УДК 622.242.34 (088.8) (72) Авторы изобретения В. А. Барашков, E. С. Булгаков, Н. В. Сироткин и С. М. Лузанов (71) Заявитель Московский ордена Трудового Красного Знамени геологоразведочный институт им. Серго Орджоникидзе (54) БУРОВАЯ МАЧТА
Изобретение относится к буровой технике, в частности к мачтам буровых установок.
Известна буровая мачта, содержащая ствол и направляющие с размещенными на них захватными устройствами (1).
Недостатком известной мачты является использование громоздкого гидро- или пневмопривода с системой кабелей и трубопроводов, где спуско-подъемные операции осуществляются с помощью гидроцилиндров и подвижной каретки.
Известна буровая мачта, содержащая ствол, направляющие с зубчатыми рейками и размещенными на них захватными устройствами (2).
Однако при использовании буровой мачты необходимы затраты времени на спуска-подьемные операции, вызванные необходимостью размещения бурильных труб.
Целью изобретения является сокращение времени на спуско-подъемные операции.
Это достигается тем, что мачта снабжена приводом и кронштейнами, установленными на стволе, причем нижний кронштейн снабжен сегментным зубчатым колесом, кинематически связанным с приводом для поворота кронштейнов и направляющих.
На фиг. 1 изображена буровая мачта, оощий вид; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг.
4 — подвижная каретка, вид спереди с частичным разрезом; на фиг. 5 — то же, вид сбоку.
Буровая мачта содержит магазин 1 для
5 труб, ствол 2 с кронштейнами 3 и 4, нижний из которых (кронштейн 4) снабжен сегментным поворотным зубчатым колесом 5 и через червячную пару 6 связан с приводом 7. Направляющие 8 размещены на IIQBOpOTHbIx
10 кронштейнах 3 под некоторым углом относительно одна другой н снабжены зубчатыми рейками 9, с которыми находится в зацеплении зубчатая шестерня 10, размещенная в корпусе подвижной каретки 11, оснащенной
15 захватным устройством для труб или вращателем 12, упорными роликами 13 и приводом
14, который через червячную пару 15 связан с шестерней 10.
Работает установка следующим образом.
В процессе бурения скважины или спуска труб в скважину направляющие 8 размещены так, что одна из них находится над устьем скважины, а другая напротив одного из магазинов 1 для труб. Захватное устройство
12 подвижной каретки 11 удерживает трубу или колонну труб на весу. Через привод 14 и червячную пару 15 вращение передается шестерне 10, находящейся в зацеплении с зубчатой рейкой 9, н каретка 11 перемещает30 ся по направляющим вниз. Зубчатая рейка о13075
9 и шестерня 10 исключают возможность проскальзывания каретки, а упорные ролики
13 обеспечивают жесткость крепления каретки на направляющих мачты.
После того как каретка 11 дойдет до устья скважины, захватное устройство 12 освобождается от трубы, и направляющие 8 на поворотных кронштейнах 3 с помощью сегментного зубчатого колеса 5 и червячной пары 6 поворачиваются на определенный угол так, что теперь другая направляющая 8 с кареткой, вращателем и новой трубой обращена к устью скважины, а первая направляющая
8 находится напротив магазина 1, размещенного с другой стороны ствола 2. Новая труба свинчивается с предыдущей, и процесс наращивания труб или бурения продолжается. Одновременно предыдущая каретка поднимается для захвата очередной трубы.
После того как вторая каретка дойдет до устья скважины, направляющие разворачиваются в исходное положение, и цикл повторяется.
При осуществлении подъема труб из сква» жины работа установки осуществляется в обратном порядке.
Формула изобретения
Буровая мачта, содержащая ствол, направляющие с зубчатыми рейками и размещенными на них захватными устройствами, отличающаяся тем, что, с целью сокра10 щения времени на спуско-подъемные операции, она снабжена приводом и кронштейнами, установленными на стволе, причем нижний кронштейн снабжен сегментным зубчатым колесом, кинематически связанным с
15 приводом для поворота кронштейнов и направляющихх.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Илларионов Т. N. и др. Новое в зару20 бежной технике для бурения с продувкой воздухом. М., «Недра», 1964, с. 40, рис. 12.
2. Патент CIIIA № 3907042, кл. 173 †1, опублик. 1975.
613075
Фиг. 2 фиг. 9
Составитель Л. Думкин
Техред А. Камышникова
Редактор Д. Павлова
Корректор Р. Беркович
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1133/4 Изд. № 490 Тираж 734
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5


