Трансформатор большой мощности
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (1ц 6()9ll3i
Союз Советских
Социалистических,Реса ублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.04.75 (21) 2128733/07 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.05,78. Бюллетень № 20 (45) Дата опубликования описания 05.05.78 (51) М. Кл. Н 01F 27/26
Государственный комитет
Совета Министров СССР ло делам изобретений и открытий (53) УДК 621.314.21, .042.52 (088.81 (72) Автор изобретения
В. A. Носачев (71) Заявитель (54) ТРАНСФОРМАТОР БОЛЬШОЙ МОЕЦНОСТИ
Изобретение относится к области электротехники, а именно к конструкциям трансформаторов большой мощности с разъемным магнитопроводом, которые в собранном виде нетранспортабельны по условиям грузоподьемности железнодорожных транспортных средств и ограничены по габаритным размерам.
Известна конструкция магнитопровода трансформатора большой мощности (1), собираемого из раздельно изготовляемых стержней и ярем, в которой предусмотрено выполнение транспортной высоты предельно допустимой за счет уменьшения высоты верхнего и нижнего ярем. Недостатком известной конструкции является большая транспортная масса трансформатора.
Известен также трансформатор (2), в котором сердечник-магнитопровод конструктивно выполнен разборным на основе монументального разборного каркаса из немагнитного материала, при этом предусмотрена возможность полной разборки частей магнитопровода и их раздельной транспортировки на месте установки трансформатора. Данное устройство является наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату. Недостатком его является наличие значитсльных дополни-.сльпых затрат IIO монтажу электрической схемы активной части и других технологических операций при сборке трансформатора на месте его установки.
Целью изобретения является уменьшение транспортной массы и габаритов, а также до5 полнительных затрат при сборке трансформатора с разъемным магнитопроводом большой мощности. Поставленная цель достигается за счет того, что ярма магнитопровода выполнены с возможностью разъема в плоскости, пер1р пендикулярной оси стержней, причем для обеспечения автономной подпрессовкн ярм, одна из их частей, например съемная, выполнена с проемами, расположенными между стержнями в плоскости разъема ярма.
15 Предложенное конструктивное выполнение трансформатора с разъемным магнптопроводом позволяет произвести на заводе-изготовителе полную сборку электросхемы трансформатора, производить подъемно-транспорт2р ные операции в процессе сборки, вакуум-сушки и другие отдельные технические операции в процессе окончательной сборки трансформатора, уменьшить транспортный гес сборного и транспортабельного трансформатора пу25 тем отделения съемных неразборных частей ярем и раздельной их транспортировки.
На фпг. 1 изобраькен сборный трансформатор, установленный на местс эксплуатации; на фпг. 2 — транспортируемая часть емкости
30 с актнзной частью трансформатора без съем509133 ных частей ярем; на фиг. 3 — разъемный магнитопровод.
Трансформатор состоит из транспортируемых раздельно узлов: емкости 1 с активной частью 2, съемных неразборных частей 3 ярем, верхней крышки 4 колокола емкости и других узлов; расширителя и системы охлаждения, которые транспортируются отдельно от основной части трансформатора.
Разъемный магнитопровод силового трансформатора (фиг. 3) включает стержни, соединенные верхними и нижними разъемными ярмами.
Плоскость разъема ярма А — А перпендикулярна оси стержней магнитопровода.
Съемная неразборная часть 3 ярма Ш-образной формы с проемами жестко зафиксирована в заданном положении относительно стержней магнитопровода ярмовыми балками
5, стяжными шпильками и полубандажами 6.
Разборная, связующая часть 7 ярма соединяет и фиксирует в заданном положении стержни и опрессовывается с необходимым усилием стяжными шпильками или бандажами.
Подпрессовка центра разборной связующей части 7 осуществляется стяжными полубандажами 8 и фиксируется ярмовыми балками 9 магнитопровода, на которых осуществляется монтаж отводов, вводов и других элементов активной части трансформатора.
Ярмовые балки съемных ярем и ярмовые балки магнитопровода соединяются по плоскости разъема А — А фиксирующими стягивающими элементами 10.
При необходимости производства транспортных операций активная часть трансформатора без съемных частей устанавливается в емкость (бак); емкость герметизируется известным способом и устанавливается на железнодорожный транспортер, а съемные неразборные части ярем вместе с ярмовыми балками транспортируются отдельно от активной части трансформатора в специальных емкостях.
Наличие отдельной емкости с активной частью трансформатора позволяет уменьшить габариты активной части и ее транспортный
1р вес на 10 — 15 /О. После раздельной доставки активной части трансформатора и съемных частей ярем на место установки трансформатора производится монтаж съемных частей ярем путем соединения стягивающих фикси15 рующих элементов.
Формула изобретения
1. Трансформатор большой мощности, включающий обмотки и разъемный магнитопровод, содержащий стержни, ярма и ярмовые балки, отличающийся тем, что, с целью уменьшения транспортной массы и габаритов, уменьшения дополнительных затрат при сборке, ярма магнитопровода выполнены с возможностью разъема в плоскости, перпендикулярной оси стержней.
2. Трансформатор по п. 1, отличаюшийся тем, что, с целью обеспечения автономной подпрессовки ярм, одна из частей, например съемная, выполнена с проемами, расположенными между стержнями в плоскости разъема ярма.
Источники информации, 35 принятые во внимание при экспертизе
1. Патент США № 2779926, кл. 336-5, 1956.
2. Патент США № 3172087, кл. 336-217, 1965.
609131 ь И. Бабенко
Техред А. Камышникова
Н, Федорова
9 Тираж 964 Подписное венного комитета истров СССР етений и открытий, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2



