Система маслоснабжения турбомашины
(6)) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 28 01 /7 (21)2449082/24-0 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 25.О4,78. Бюллетень №3.5 (45) Дата опубликования описайия 81.03, 8 т. 0113 25/20
Госудврствеииый комитет
Совета Мииистров СССР по делви изаоретений и открытий (5З) Д 621. 1 65:
: 621. 89 (088. 8) (72) Авторы изобретения
B. H. Казаттский и Р, H. Смолин
Уральский фипнап Всесоюзного дважды ордена Трудовог о г росного
Знамени теплотехнического научно-исследовательского института им. Ф. Э. Дзержинского (7l) Заявитель (54) СИСТЕМА МАСЛОСНАБЖЕНИЯ ТУРБОМАЦ!ИНЫ
Изобретение относится к теплоэнергегике и может быть использовачо для системы маслоснабжения турбомашины, например, паровой или газовой турбины, преимущественно при использовании огнестойких смазочных материалов с относительной плотностью выше единицы.
Известны системы маслоснабжетцтя турбомашин, сливные маспопроводы которых оборудованы деаэрируюпгими устройствами, а масляньге баки оснашены маслоочистительными машинами с центрифугой, нагревателями, пресс-фиш трами, вакуумными аппаратами и эксгаустерами flj. Для интенсификации разрушения пены применяются различные устройства, например, ультразвуковые, термические и другие.
B известных системах масловоздушная пена, плавая на поверхности масла, разрушается непосредственно в масляном баке, Однако в пене содержится много различных загрязнений (шлама, пелли, ржавчины), увлекаемых пузырьками воздуха при их всплывании (флотационный эффект), Так как пена с течением времени разрушается, этн загрязнения снова попадают в масло, В значительной мере уносятся по гоком K маслонасосу и далее к узлам смазывания, ухудшая их работу, катализируя riponecc старетптя масла и вызывая его вспенпватцте, Наиболее близкой K предложенной спстеявпяется известная система маспоспабжеьцы турбомашнцы, содержащая спивной коллектор с деаэрирую цим устройством и трубопроводами отвода пены и чис гого масла, подключенньткщ к маслабаку,. маслоочиститепьную машину, устройство дпя разрушения пены и эксгаустер для отвода газов 2 (.
В этой системе маслоснабження достигается наиболее полное отделение пены от масла в цеаэрируюцлх устройствах спин ных коллекторов, но пена также разрушается в маслобаке, повторно загрязняя мас по посторон;ими примесями, в том числе водой гри использовании тяжелых маселогнестой цтх масел с относительной плод ностью больше един цы.
603756
Uemь изобретения - повышение качест ва очистки масла.
Это достигается тем, что устройство для разрушения пены включено в трубопровод отвода пены (из сливного коллектора) перед маслобаком и соединено в верхней части с эксгаустером, а в нижней - с маслоочястительмой машц. В этом случае все загрязнения сразу же после разрушения пены будут уловлены и выведены из цикла.
На чертеже изображена предложенная система маслоснабжения.
Система маслоснабжения содержит подшипники.1, подключенные сливными трубопроводами к коллектору 2, внутри которого размещено деаэрирующее устройство в виде перегородок 3 для интенсификации выделения пузырьков воздуха. Коллектор 2 через трубопровод 4,для отвода чистого масла и маслосборник 6 соединен с маслобаком 6 и аварийным маслонасосом 7.
Устройство 8 для разрушения пены, например, ультразвукового типа размещено в отдельной камере, включено в трубопровод
9 для отвода пены из коллектора 2 и соединено в верхней части трубопроводом 10 с эксгаустером 11 для отвода газов, а в нижней - трубопроводом 12 с маслобаком
6 и трубопроводом 13 с маслоочистительной машиной 14, содержащей центрифугу, пресс-фильтр, вакуумный аппарат и нагреватель (на чертеже эти элементы не показаны). Главный маслонасос 15 подключен к маслобаку 6 и трубопроводом 16к маслоочистительной машине 14. К трубопроводу 16 подключена линия 17 опорожнения.
Система работает следующим образом.
При работе турбомашины (паровой или газовой турбины) вспененное в подшипниках 1 масло сливается в коллектор 2, где иэ-за наличия перегородок 3 происходит интенсивное отделение пузырьков воздуха, а также капель воды в случае использования огнестойких масел с относительной плотностью больше единицы. Пузырьки и капли увлекают за собой различные загрязнения, содержашиеся в масле: шлам, ржавчину, мазеобразные вещества и т.п. Деаэрированное масло по трубопроводу 4 сливается в маслосборник 5, откуда оно поступает в маслобак 6 (при нормальной работе турбины) или к аварийному маслонасосу 7 - (при аварийных ситуациях). Пена, содержащая загрязнения, по трубопроводу
9 поступает в устройство 8 для разрушения пены, где разрушается от воздействия ультразвука, Воздух, водяной пар и другие газы, ранее содержащиеся в пузырьках, по трубопроводу 10 отсасываются эксгаустером 11. Обводненное и загрязненное масло по трубопроводу 13 поступает к маслоочистительной машине 14, а затем или на всасывание к главному маслонасосу
l5, если масло оказалось чистым, или по линии 17 опорсвкнения к регенератору, если масло оказалось недостаточно очищенным в маслоочистительной машине 14.
Если масляная пена не содержит загряз . няюших веществ, и масло не нуждается в тонкой очистке, оно сливается из камеры устройства 8 для разрушения пены по трубопроводу 12 сразу в маслобак 6.
Описываемая система позволяет наиболее экономично повысить качество очистки масла от загрязнений, вывести эти зат рязнения сразу же после слива масла с подшипников,, не допуская длительного кон такта с основным объемом масла. При использовании огнестойких масел (с относительной плотностью больше единицы) предложенная система смазки позволяет также вывести воду, избежать растекания ее по поверхности масла в баке и последующего
3Q сбора ее какими-либо устройствами. Удаление воды также повышает долговечность масла.
Формула изобретения
Система маслоснабжения турбомашины, например, паровой турбины, содержащая сливной коллектор с деаэрирующим устройством и трубопроводами отвода пены и
40 чистого масла, подключенными к маслобаку,маслоочистительную машину, устройство для разрушения пены и эксгаустер для отводагазов, отличающа яся тем, что, с целью повышения качества
45 очистки масла, устройство для разрушения .пены включено в трубопровЬд отвода пены перед маслобаком и соединено в вехней части с эксгаустером, а в нижней - с маслоочистительной машиной.
"O Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1, Капелович Б. Э. Эксплуатация па"ротур6ийиых установок, М., «Энергия,, 1975, с. 165»170.
55 2. Авторское свидетельство СССР
Ж 347438, кл. Р 01т.т 25/20, 1969.
603756
t7
Составитель И. Лапина
Редактор Т. Загребельная Техред (O. Андрейко Корректор C. Гарасипяк
Заказ 2030/29 Тираж 673 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж 35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4


