Заготовка для получения обработкой давлением композиционного материала
пыт.
О Il И С А Н И E 1цвоз5вт
ИЗОВРЕТЕИ ИЯ
Союз Советских
Соц юалмстюаскмх
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (6!) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.06.76 (21) 2376454/25-2 с присоединением заявки № (23) Приоритет 2 (51) М. Кл.
В 32 В 15/00
Гаоудерстееииый комитет
Совете Миииотров СССР по делоы изооретеиий я открытий (43) Опубликовано 25.04.78, Бюллетень №1 (53) УДК 62-419. .8(088,8) (45) Дата опубликования описания 28.03.78 (72) Авторы изобретения
Б. А. Арефьев и Вг И. Попов (71) Заявитель (54) ЗАГОТОВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАБОТКОЙ
ДАВЛЕНИЕМ КОМПОЗИ иИОННОГО
МАТЕРИАЛА
Изобретение относится к области машиностроения и, в частности, к конструкции компоцизионных материалов.
Известна заготовка для получения обработкой давлением композиционного материала, 5 содержащая матрицу в виде слоев из мета лическихсплавов, а также размешенные между слоями матрицы высокопрочные армируюшие волокна (1).
Недостатком известной заготовки являет- 1О ся необходимость длительной выдержки при последующей диффузионной сварке, при которой снижается прочность армируюших волокон. С целью повышения качества компоэицион-1>, ного мьтериала q повышения производительности матрица выпппнена иэ чередуюшихся слоев сплавов с большей твердостью и сплава с меньшей твердостью, при этом, соответственно, толшины слоев относятся как
1:(10...20), а пределы прочности материалов сплавов, из которых выполнены слои, как (3...5) 1.
На чертеже изображена предлагаемая заготовка
Заготовка состоит из матрицы, выполнен ной в виде чередуюшихся слоев 1 фольги алюминиевого сплава Д16 топшиной 20 мкм
3 с пределом прочности равным 40 кг/мм и фольги 2 алюминиевого сплава АДО толшиной 200 мкм с пределом прочности, равным
10 кг/мм и армируюших волокон 3 бора.
Прочность мягкой составляюшей матрицы сплава АДО в 4 раза меньше прочности твердой. Толшина твердых слоев относится к толщине мягких иэ сплава AQO как 1:10. Собранный пакет размером 200х200х3 мм е подвергают горячему прессованию при 500 С на вертикальном гидравлическом прессе усилием 600 т с суммарной деформацией по стенке равной 50%.
В процессе горячего прессования каждый иэ слоев мягкого материала сплава
АДО, заключенный между двумя рядами армируюших волокон и слоев твердого материала сплава Д16; подвергаясь пластической деформации, заполняет пространство между армируюшими волокнами, уложенными с шагом, равным 0,12 мм, огибая их снизу
60З591
Составитель В. Гринберг
Редактор . ар од
Л Н родная Теяред Е. Давидович
Корректор д. Мельниченко
Ти аж 550 Подписное
Заказ 1885/19
ЦНИИПИ Государственного комитета овета по дела тий ам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская ., д.
»»»
ППП Патент", г. Ужгород, ул. р . П оектная, Филиал
Э и сверху, и сваривается со слоями твердого материала.
Время выдержки заготовки под давлением в процессе. горячего прессования для получения качественного сцепления между слоя ми матрицы составляет 5 мин.
I°
При последующей обработке давлением деформации, в основном, полвеогаются мягкие слои, что приводит к значительному обновлеыпо поверхностей контакта при соприкосновении слоев и благоприятно сказывается на образовании металлических связе и между слоя.ми матрицы и волокна и значительно снижает время протекания последующей операции - диффузионного отжига.
Ю
Формула изобретения
Заготовка для получения обработки давлением композиционного материала содер4 жашая матрицу в виде слоев из металли ческих сплавов, а также размещенные между слоими- матрицы высокопрочные армирук>щие волокна, отл ичающаяся
5 темю чтов с ц целью и овышения качества компо зиционного материала и повышения производ ительности его изготовления, матринв. выполнена из чередующихся слоев сплава с большей твердостью и сплава с меньшей твер остью, при этом соответственно толщины щ д ость слоев относятся как 1:(10..»2 ), а ре
0 а п делы прочности ости материалов сплавов, из которых выполены слои, как {3 .. 5):1»
Источники информации, принятые во вни, мание при экспертизе:
1. Туманов А. Г..Современньвз комп зицнонные материалы и технологические процессы получения деталей авиационной тел ники, НИАМЕЕ ОНТИэ 1 974»

