Транспортир-треугольник
Класс 701, 10„
СССР № 687О5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТ8У
Зирегистрирога о а Бюро изобретвяш1 госплана СССР
1 !
А. П. Рыбаков й1Я01 .1,.1
Транспортир-треугольник
Заявлено 21 февраля 1946 года в Народный комиссариат земледелия СССР за № 1390 (343240) Опубликовано 30 июня 1947 года
Как известно, накладка планов при тахиметрической съемке, заключающаяся в нанесении на бумагу углов и расстояний, замеренных на местности, производится с помощью транспортира-линейки и циркуля. Работа эта отнимает много времени потому, что при нанесении каждой отдельной точки плана приходится попеременно пользоваться транспортиром-линейкой и циркулем.
С целью упрощения этой работы и обеспечения возможности нанесения всех точек данной стоянки теодолита без циркуля и линейки предлагается транспортир-треугольник, выполненный из прозрачного материала с двойной оцифровкой градуированной полуокружности и с линейными делениями на гипотенузе от принимаемого за нуль центра полуокружности по типу уже известных приборов подобного рода.
Изобретение заключается в том, что двойная Оцифровка градуированной полуокружности дана против хода часовой стрелки не только для величин от 0 до 180., но и для величин от 180 до 360 -. В центре полуокружности имеется наклейка с Отьерстием для иглы.
) 7
Свод в. |>.
На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемоготранспортира-треугольника в рабочем положении; на фиг.
2 — 4 — различные его положения при накладке плана.
Отверстие О для иглы служит для установки транспортира в рабочем положении в соответствующей точке планшета.
Наличие линейных делений с цифрами в обе стороны от нуля и двойное обозначение градусов транспортира дают возможность откладывать градусы полной окружности от 0 до 360 . Величина поворота транспортира при этом наименьшая. Визирные расстояния откладываются по линейке вправо от нуля для углов от 0 до 180 и влево — для углов от 180 до 360 .
Все цифры на транспортире и линейке отпечатаны в обратном изображении. При работе они видны в прямом изображении, потому, что транспортир выполнен из прозрачного материала и укладывается на планшет (фиг. 1) стороной, на которой напечатаны цифры.
Работа с транспортиром-треугольником производится следующим образом. Левой рукой игла от ножки цир417 № 68705
418 куля с наколотой на нее резинкой устанавливается в данной точке плана. Правой рукой транспортир укладывается рядом с иглой и отверстием 0 около оси; затем он поворачивается до нужного положения соответственно замеряемому углу. Углы отсчитываются сквозь транспортир со стороны короткого катета.
Расстояния в масштабе откладываются карандашом вдоль гипотенузы, как по масштабной линейке.
Для наглядности даются примеры накладки плана (фиг. 2, 3 и 4), где А — базис, С вЂ” станция теодолита, а, Ь, с — три наложенные точки. Заданные углы 32, 90 и
270, соответствующие углам расстояния 140, 120 и 160 м. Масштаб
1: 2000.
Для угла 32 положение транспортира показано на фиг. 2. Угол
ЛСВ равен углу накрест, лежащему
ЕСВ, по которому он и замеряется.
Расстояние 140 м, отложенное в масштабе, дает точку а против цифры 7 на гипотенузе.
Для угла 90 положение транспортира изображено на фиг. 3. Расстояние 120 м по масштабу дает точку b против цифры б на гипотенузе.
Для угла 270 положение транспортира показано на фиг. 4. В этом случае отсчет угла производится в точке k. Место точки С, в расстоянии
160 м, т. е. против цифры 8 на гипотенузе.
Сравнивая чертежи фиг. 3 и 4, видим, что в обоих случаях гипотенуза по существу остается на месте, хотя весь транспортир и повертывается на 180 . Если иметь на гипотенузе деления от нуля в обе стороны, то при положении транспортира п» фиг. 3 можно отложить сразу ооа угла: угол 90 по делениям вправо от нуля и угол 270 по делениям влево от нуля. В этом случае не нужно поворачивать транспортир из положения по фиг. 3 в положение по фиг. 4.
Обобщая замеченное, получим: деления на гипотенузе, расположенные в обе стороны от нуля, дают возможность откладывать углы полной окружности (все 360 ), поворачивая транспортир только от 0 до
180о
Это обстоятельство также ускоряет и облегчает работу, поэтому деления на гипотенузе у транспортира нанесены в обе стороны от нуля.
Предмет изобретения
Транспортир-треугольник, выполненный из прозрачного материала, с двойной оцифровкой градуированной полуокружности и с линейными делениями на гипотенузе от принимаемого за нуль центра полуокружности, отлич а ющийс ятем, что двойная оцифровка градуированной полу окружности дана против хода часовой стрелки не только для величин от 0 до 180, но и для величин от 180 до 360, а в центре полуокружности имеется наклейка с отверстием для иглы.


