Резьбовое соединение
О П И С А Н И Е пц 5930I2
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Свциалис1нческих
Республик + ;(Ъ,;
Яю1 (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 18.11.75 (21) 2190407/25-27 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 15.02.78. Бюллетень № 6 (45) Дата опубликования описания 04.03.78 (51) М. Кл."" F 16В 39 24
Государственный комитет
Сове а М мис ров СССР ло делам кзобре1енкй и открм ий (53) УДК 621.882.54 (088.8) (72) Автор изобретения
В. И. Хованский
Сибирский филиал Центрального опытно-конструкторского и технологического бюро Государственного всесоюзного ордена
Трудового Красного Знамени научно-исследовательского и технологического института ремонта и эксплуатации машинно-тракторного парка (71) Заявитель (54) РЕЗЬБОВОЕ СОЕДИНЕНИЕ
Изобретение относится к области машиностроения.
Известно резьбовое соединение, содержащее айку с прорезями и торцовой конусной проточкой, в которой помещена конусная коронка, причем для предохранения от проворачивания на торце коронки выполнены треугольные з бцы.
Недостатком данного резьбового соединения является то, что для надежной фиксации гайки требуется приложение значительного усилия, обеспечивающего получение момента затяжки соединения (момента сил трения между конусными поверхностями гайки и коронки), превышающего момент сил, стремящихся нарушить контровку резьбового соединения.
Известно резьбовое соединение, содержащее охватывающую и охватываемую детали и стопорный элемент, поджатый к торцу охватываемой детали винтом.
Это соединение является наиболее близким к предлагаемому изобретению по своей технической сущности и достигаемому результату.
Однако резьбовое соединение имеет недостаточную надежность стопорения при действии динамических нагрузок, Повышение надежности стопорения обеспечивается за счет того, что в предлагаемом рсзьбовом соединении охватывающая деталь имеет по внутреннему диаметру кольцевую расточку с конусной поверхностью, а стопорный элемент выполнен в виде по крайней мере одной тарельчатой пружины, заклиненной между торцом охватываемой детали и конусной поверхностью кольцевой расточки охва10 тывающей детали.
На черте>ке изображено предлагаемое резьбовое соединение, разрез.
На валу 1 установлена деталь 2, закрепленная с торца гайкой 3, навпнченной на конец
15 вала. Гайка 3 имеет по внутреннему диаметр> кольцевую расточку 4 с конусной поверхностью. Тарельчатая пружина 5 поджата винтом 6, ввернутым в торец вала, и заклинена между торцом вала 1 и конусной поверхностью
20 кольцевой расточки 4.
Монтаж резьбового соединения производится следующим образом.
В кольцевую расточку 4 гайки 3 устанавли25 вается тарельчатая пружина 5. На вал надевается деталь 2, а на конец его навпнчивается гайка 3 до упора в торец детали 2. Затем винт 6 ввертывается в торец вала 1 и, поджимая тарельчатую пружину 5 к торцу ва693012
Формула изобретения
Составитель Г. Абрамова
Редактор Л. Васильева Техред И, Михайлова
Корректоры: Л. Денискина и Л. Брахнина
Заказ 108i6 Изд. ¹ 265 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совста Министрзв СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д. 4!5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 ла 1, создает необходимый натяг по взаимодействующим поверхностям данного резьбового соединения. В результате этого происходит заклинивание тарельчатой пружины 5 между торцом вала 1 и конусной поверхностью кольцевой расточки гайки 3, что позволяет надежно стопорить резьбовое соединение, в том числе и при воздействии динамических нагрузок.
Надежность стопорения обусловлена тем, что усилие прогиба пружины вызывает многократное увеличение составляющих сил, которые в свою очередь увеличивают осевые составляющие, действующие на вал и гайку.
Резьбовое соединение, содержащее охватывающую и охватываемую детали и стопорный
5 элемент, поджатый к торцу охватываемой детали винтом, отличающееся тем, что, с целью повышения надехкности стопорения, охватывающая деталь имеет по внутреннему диаметру кольцевую расточку с конусной по10 верхностью, а стопорный элемент выполнен в виде по крайней мере одной тарельчатой пружины, заклиненной между торцом охватываемой детали и конусной поверхностью кольцевой расточки охватывающей детали.