Способ определения коэффициента внутреннего трения в слое смазки
1 (!!) 590647
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союв Советских
Социалистических
Ресоублик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 22.04.74 (21) 2021771/25-28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано 30.01.78. Бюллетень № 4 (45) Дата опубликования описания 01.02.78 (51) М. Кл г G 01N 19/02
Государстеениый комитет
Совета Мииистров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 532.132(088.8) (72) Автор изобретения и (71) Заявитель
И. Д. Стаханов (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА
ВНУТРЕННЕГО ТРЕНИЯ В СЛОЕ СМАЗКИ в + Мвт
;.2Q
Изобретение касается исследования физико-механических свойств смазочных материалов, а именно способов определения потерь на внутреннее трение в слое смазки.
Известен способ определения потерь на внутреннее трение в слое смазки, заключающийся в том, что пары трения вал — втулка нагружают нормальной нагрузкой, задают валу требуемую угловую скорость и измеряют момент на приводном валу, по величине которого судят о трении в слое смазки (11.
Недостатком этого способа является то, что измеренная величина момента отличается от момента, обусловленного вязким сопротивлением в слое смазки, на величину Q„ a именно
М,=N+Q„ где М, — момент на валу;
M — момент сопротивления в слое смазки, Q — внешняя нагрузка на пару, а — плечо вертикальной составляющей гидродинамической силы относительно центра вала.
Наиболее близким по технической сущности к предложенному изобретению является способ определения потерь на внутреннее трение в слое смазки, заключающийся в том, что пары трения вал — втулка нагружают внешней нормальной нагрузкой, задают валу требуемую угловую скорость вращения и измеряют реактивный момент на корпусе втулки, по которому судят о трении в слое смазки (2).
Недостатком этого способа является то, что измеренная величина момента отличается от момента, обусловленного вязким сопротивлением в слое смазки, на величину Q„, а именно 14вт — Ит Qа>
lo где MÄ вЂ” реактивный момент на втулке.
Недостатком этого способа является также погрешность измерения, вносимая моментом от гидродинамической подъемной силы.
Целью изобретения является повышение
15 точности измерения внутреннего трения в слое смазки.
Для этого по предлагаемому способу одновременно измеряют момент на валу и втулке, я коэффициент внутреннего трения определя2р ют по формуле где r — радиус вала.
Способ реализуется следующим образом.
Пару трения вал — втулка нагружают внешней нормальной нагрузкой, задают валу требуему!о угловуID скорость вращения, измеряют момент трения на валу и момент тре30 ния на корпусе втулки, а коэффициент внут590647 где М,—
Мвт
Q—
/в
Формула изобретения
Составитель М. Добычин
Тскред Н. Рыбкина
Рсдактор О. Юркова
Корректор Л. Денискина
Заказ 3259/8 Изд, 1ч 181 Тираж 1109
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Типография, пр. Сапунова, 2 реннего трения определяют по вышеприведенной формуле.
Способ определения коэффициента внутреннего трения в слое смазки пары трения вал— втулка, по которому нагружают пару внешней нагрузкой и измеряют момент сил на одном из элементов пары, отличающийся тем, что, с целью повышения точности измерения, одновременно измеряют момент на втором ее элементе, а коэффициент внутреннего трения определяют по формуле
А4в + Мвт
2Q момент на валу; момент на втулке; внешняя нагрузка на пару, радиус вала.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
10 1. Крагельский И, В. Трение и износ. М., «Машиностроение», 1968, с. 479.
2. Снеговский Ф. П. Опоры скольжения тяжелых машин. М., «Машиностроение», 1969, с. 220.

