Ведущее колесо транспортного средства
(!!! 596164
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Соеетсккк
Соцмалис!ииескик
Республик (61) Дополнительное к явт. свил-ву (22) Заявлено 29.07.63 (21) 849611/27-11 (51) М. Кл. - В 60В 19/00
В 60В 15/00 с присоединением заявки _#_
Совись Министров СССР ло делам изобре!еиий и ОткрепиЙ (43) Опубликовано 30.01.78. Вюллстспь М 4 (45) Дата опубликования описания 24.01.78 (53) УДК 629.113.012.3 (088.8) (72) Автор изобретения
Е. П. Бочков (71) Заявитель (54) ВЕДУЩЕЕ КОЛЕСО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
ГосУаарстаеииь!й комитет (23) Прпори гст
Изобретение относится к движителям транспортны: средств, в частности, к колесам с повышенной проходпмостшо.
Известно ведущее колесо повышенной проходимости, содержащее обод и шину с отдельными радиальными выступами, причем выступы расположены в один ряд и имеют между собой пустые промежутки.
При движении тр анспортн ого средства по слабонесущему грунту его колеса задними кромками своих выступов упираются в почву и тем самым создают повышенную тягу.
Недостатком данного колеса является то, что при движении по твердому грунту выступы колеса не внедряются в почву, что приводит к циклическим колебаниям корпуса транспортного средства.
Известно также ведущее колесо, содержащее обод и шину с последовательно примыкающими один к другому отдельными радиальными выступами, задние кромки которых расположены под углом к оси колеса.
При движении транспортного средства по слабонесущему грунту открытые части задних кромок выступов упираются в грунт, создавая повышенную тягу, а прп движении по твердому грунту не создается вибраций, поскольку между выступами нет густых промежутков.
Недостатками последнего колеса является о, что зяднпс кромки радиальных выступов
ПЕ ПОЛ ПОС ть!О О КРЫТЬ!, ЧТО \ i IeIIIэн!ЯСТ»Х сцепление с грунтом, а также то, что они расположены под углом к оси колеся, что clloсобствует возникновению боковых сил, воздействующих ня колесо.
Наиболее близким к данному пзобретеншо по технической сущности н достигаемому результату является ведущее колесо, содержащее обод и шину с одинаковыми радиальными Выступами, расположенными В шахматном порядке в двух параллельных рядах.
Прп вращении такого колеса не создается боковых сил, а его задние открытые кромки создают повышенную тягу.
Недостатками этого колеса является то, что задние кромки имеют хорошо обтекаемую круглую форму, а также то, что расстояние между каждыми смсжнымп выступами в одном ряду меньше длины одного выступа. Это приводит к тому, что при движении колеса по вязкому грунту последний сравнительно легко обтекает задние кромки выступов, уменьшая при этом тяговое усилие. Кроме того, вязкий грунт, не имея свободного выхода из нуcTIIx промежутков ме>кду выступами, забивает пх, и после этого колесо хуже сцепляется с вязким грунтом.
590164
Фиг. 2
Фиг.1
Составитель Д. Аптер
Техред И. Михайлова
Корректоры: Л. Тарасова и Л. Денискина
Редактор Т. Горячева
Подписное
Заказ 104/3 Изд. № 267 Тираж 907
НПО Государственного комитста Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Цель изобретения — увеличение сцепления со слабонесущим грунтом.
Поставленная цель достигается тем, что задняя кромка каждого выступа выполнена прямолинейной и расположена параллельно оси колеса, а расстояние между каждыми смежными выступами в одном ряду равно длине одного выступа.
На фиг. 1 изображено предлагаемое колесо, вид спереди; на фиг. 2 — то же, вид сбоку; на фиг, 3 — след, оставленный шиной при движении колеса.
Ведущее колесо состоит из ступицы обода
1, шины 2 с отдельными радиальными выступами 3, прямоугольные протекторы 4 которых расположены в шахматном порядке в двух параллельных рядах 5 и образуют одну окружность б вращения вокруг оси 7 колеса.
Шина 2 может быть как сплошной массивной, так и пневматической, с KBivlppBMH или без камер с отдельными секциями. Отдельные секции прикреплены к ободу жестко. Однако они могут быть прикреплены подвижно в осевом направлении. Количество выступов в одном ряду целесообразно выполнять от трех до восьми. Задние 8 и передние 9 кромки каждого выступа 3 вв1полнены прямолинейными. Задние кромки параллельны оси 7 колеса. Расстояние между каждыми смежными выступами в одном ряду, т. е. длину дуги окружности б по пустому промежутку 10, наиболее целесообразно выполнять равной длине одного выступа по дуге окружности б между его кромками 8 и 9, так как если длина пустого промежутка 10 меньше длины выступа 3, то при движении колеса появляется тряска, а вязкий грунт не выходит свободно по проходу 11, а накапливается в пустом промежутке
10, снижая сцепление колеса с грунтом. Для свободного выхода грунта в проход 11 необходимо, чтобы между боковыми кромками 12 выступов 3 был зазор, оптимальная величина которого зависит от вязкости грунта.
Возможно выполнение выступов 3 с радиальными плоскими передними и задними
5 плоскостями, что обеспечивает возможность путем осевого передвижения выступов преобразовывать данное колесо из двухрядного в однорядное.
При движении колеса по слабонесущему
10 грунту, например по снегу, грязи или песку, оно оставляет след, показанный на фиг. 3, а его выступы 3, внедряясь в грунт, своими прямолинейными задними кромками 9 упираются в почву, создавая повышенную тягу, 15 при этом грунт не остается в пустых промежутках 10, а выходит на сторону через проход 11 между боковыми кромками 12 соседних рядов 5 выступов 3. При движении по твердому грунту колесо катится, как обычное круглое колесо благодаря тому, что протекторы 4 образуют непрерывную цилиндрическую поверхность.
Применение данного изобретения позволяет значительно увеличить сцепление ведущих колес со слабонесущим грунтом, обеспечивая при этом плавное движение по твердому грунту без каких-либо вертикальных колебаний.
Формула изобретения
Ведущее колесо транспортного средства, содержащее обод и шину с одинаковыми радиальными выступами, расположенными в шахматном порядке в двух параллельных рядах, отличающееся тем, что, с целью увеличения сцепления со слабонесущим грунтом, задняя кромка каждого выступа выполнена прямолинейной и расположена параллельно оси колеса, а расстояние между каждыми
40 смежными выступами в одном ряду равно длине одного выступа.

