Конвертер
соо еънам яфъфф1 14Ф ъй х н ч ч с с ч М (Ц 58824
ОписМФ ие
ИЗОБРЕТЕНИЯ
« оз Советских
Соцналнстнческих
Реслублнк (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 30.01.76 (21) 2317534j22-02 с присоединенисм заявки № (23) 1рноритст (43) Опубликовано 15.01.78. Ьюллегень ¹ 2 (45) Дата опубликования описания 06.03.78 (51) М. Кл.- С 21С 5! 42
Государственный комитет
Совета Мннйстрав СССР по делам изобретений н открытий (53) УДК 669.184.123 (088.8) (72) Авторы изобретения (71) Заявитель
Брук К. K. ДиамантопУло и А. С. Гладков
Ждановский ордена Ленина завод тяжелого машиностроения имени 50-летия Великой Октябрьской социалистической революции (54) КОНВЕРТЕР
Изобретение относится к металлургическому оборудованию, а именно к конструкции привода конвертера.
Известен конвертер, многодвигательный привод которого насажен ступицей колеса тихоходного редуктора на втулку цапфы опорного кольца, причем выступы втулки размещены в пазах ступицы колеса тихоходного редуктора посредством вкладышей со сферической контактной поверхностью.
Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемому результату является конвертер, содержащий корпус, опорное кольцо и многомоторный привод, установленный на цапфе посредством сферической зубчатой втулки, помещенной в сферических обоймах зубчатого колеса тихоходного вала редуктора, Однако известная конструкция сложна в изготовлении (технологически сложно нарезать зубья во втулке колеса тихоходного вала редуктора). Кроме того, при выходе зубьев из строя необходимо полностью демонстрировать привод.
Цель изобретения — упрощение конструкции и повышение надежности устройства. Это достигается тем, что зубчатое колесо снабжено шарнирно закрепленными коромыслами, взаимодействующими с зубчатой втулкой.
На фиг. 1 показан предлагаемый конвертер; на фиг. 2 — зубчатое колесо в разрезе, Конвертер включает корпус 1 с опорным кольцом 2, которое цапфами 3 и 4 опирается на плавающую подшипниковую опору 5 и тихоходный редуктор 6 многодвигательного привода, стационарно установленного на станине и служащего фиксированной подшипниковой опорой, На приводной цапфе 4 опорного кольца 2 жестко закреплена зубчатая втулка 7, сферическая поверхность которой охватывает10 ся сферическими обоймами 8, установленными во втулке зубчатого колеса 9 тихоходного ðI.дуктора 6.
Зубчатая втулка 7 и колесо 9 соедин IIII посредством коромысел 10, один конец которых
15 шарнирно прикреплен к колесу 9 на осях 11, а другой выполнен в виде бочкообразных зубьев 12, сочлененных с ответными прямобочными (зубьями) пазами 13 втулки 7. Коромысла 10 установлены в радиальном направ20 ленни, а их конец с бочкообразным зубом 12 пропущен через отверстия, выполненные во втулке колеса 9. От проворота вокруг осей 11 коромысла 10 удерживаются жесткими тягами или демпферами 14, прикрепленными шар25 нирно одним концом к коромыслам 10, другим к спицам колеса 9.
В процессе работы конвертер наклоняется приводом, служащим одновременно фиксированной подшипниковой опорой. Передача кру30 тящего момента с колеса 9 привода на цапфу
4 осуществляется посредством коромысел 10.
При этом зубья 12 опираются на сопрягаемые пазы 13 втулки 7, вызывая изгиб коромысел
10 и нагружая в зависимости от направления наклона конвертера демпфера 14: левые— сжимающим, правые — растягивающим усилием или наоборот. Перекос цапф 3 и 4 опорного кольца 2 компенсируется сферической зубчатой втулкой 7 привода и самоустанавливающимся подшипником плавающей опоры 5, которая одновременно компенсирует термические расширения опорного кольца 2 конвертера.
В процессе работы многодвигательного привода втулки 7 остается неподвижной относительно обойм 8, когда оси расточек под подшипники 15 тихоходного редуктора 6 и плавающей опоры 5 соосны. В случае несоосной установки расточек под подшипники 15 зубчатая втулка 7 в процессе наклона конвертера будет поворачиваться в обоймах 8 на угол а
tgu = —, где а — величина несоосности; b— б расстояние между вертикальными осями тихоходного редуктора 6 и плавающей опоры 5.
Так как величина а может быть регулируемой в процессе монтажа или в процессе ремонтов и несравнимо меньшей величины b, то угол перекоса а=0, т. е. практически втулка 7 будет неподвижной. Подшипники 15 нагружены равномерной радиальной нагрузкой и, обладая большими запасами по грузоподъемности, обеспечивает надежную и долговечную работу привода.
Надежность работы зубчатого соединения
12 — 13 обеспечивается за счет выполнения соединения крупномодульным; возможности
588241 демпфирования динамических нагрузок на привод путем проворота коромысел 10 на осях
11 и сжатия (растяжения) демпферов 14; центрирования зубчатой втулки 7 в обоймах
5 8 колеса 9 тихоходного редуктора 6.
В связи с тем, что зубья 12 коромысел 10 подвержены наибольшему. износу, коромысла можно выполнять, по крайней мере, из двух частей и часть, содержащую зуб 12, заме10 нять при ремонте, причем такой ремонт не требует демонтажа и разборки тихоходного редуктора 6 привода; достаточно снять крышку редуктора, и, проворачивая колесо 9, поштучно заменять изношенные части коромы15 сел 10.
Таким образом, предложенный привод конвертера обеспечивает как надежность и долговечность в эксплуатации, так и удобство в ремонте, требует небольших трудозатрат и капи20 тальных вложений, при этом исключаются монтажно-демонтажные работы, необходимые для съема — установки привода.
Формула изобретения
Конвертер, содержащий корпус, опорное кольцо и многомоторный привод, установлен30 ный на цапфе посредством сферической зуб атой втулки, IIQMcIIIckIHQH в сферических обоймах зубчатого колеса тихоходного вала редуктора, отл п ч а ю щи и с я тем, что, с целью упрощения конструкции и повышения надежно35 сти устройства, зубчатое колесо снабжено шарнирно закрепленными коромыслами, взаимодействующими с зубчатой втулкой.
588241
Чиз,1
Фиг. г Составитель А. Гладков
Техред И. Михайлова
Корректор H. Федорова
Редактор Н. Корченко
Подписное
Заказ 525/20
Типография, пр. Сапунова, 2
Изд. № 117 Тираж 693
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 5К-35, Раушская наб., д. 4/5


