Комбинированная опора
ОЛИСАЦКЕ
ИЗОБРЕ 3"ЕИИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
S с. е (51) М. Кл.
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт, саид-вуя 54 З786 (22) Заявлено 181175 (21) 2196548/25-27 с присоединением заявки №Р 16 С 21/00
Гаеударатваааы% аанатат
Йааата Маааатааа 080Р аа далам ааобрвтаяая а открытий (23) Приоритет (43) Опубликовано 05.1277. Бтоллетень ¹ 4
М УДК 621.822.1
<088,8> (45) Дата опубликования описания 1з12,77 (72) Автор изобретения
B.C.Cìèðíîâ (71) Заявитель (54) КОМБИНИРОВАННАЯ ОПОРА
Изобретение относится к приборостроению, а именно к комбинированным опорам, предназначенным для подвеса вращающихся узлов.
По основному авт; св. Р 543786 известна комбинированная опора, содержащая вал опирающийся на подшипник скольжения, HarlpHMep газодинамический и нераэъемные подшипники качения, на- ружные обоймы которых неподвижно за- то креплены в корпусе, а также устройство для перевода .опоры с режима качения на режим скольжения и наоборот, выполненное в виде неподвижно установленного в корпусе электромагнита и 16 диска, жестко укрепленного на валу(1)
Якорь электромагнита размещен между опорой скольжения с одной стороны и пружиной возврата и полюсным наконечником с другой стороны и при отсутст- 20 вии напряжения на обмотке электромагнита входит в зацепление с диском, укрепленном на валу. При пуске на обмотку электромагнита подается напряжение, и якорь втягиваясь в электро- 25 магнит, выходит из зацепления с диском. При этом ротор, закрепленный на втулке подшипника скольжения, вращается вместе. с валом в шарикоподшипниках По достижении рабочих оборотов 30 напряжение с обмотки электромагнита снимается, и комбинированная опора переходит с режима качения на режим скольжения. При остановке ротора или же при заклинивании подшипника скольжения на обмотку электромагнита вновь подается напряжение, и комбинированная спора переходит с режима скольжения на режим качения.
Однако для останова и при заклини вании подшипника скольжения электромагнит комбинированной опоры потребляет много электроэнергии, Целью изобретения является уменьшение энергопотребления и повышение ресурса комбинированной опоры.
Для достижения этой цели стержневая часть якоря выполнена ступенчатой с меньшим диаметром, прилежащим к фланцевой части якоря с размещенными на ней пальцами. При этом полюсный на" конечник электромагнита расположен концентрично меньшей ступени стержневой части якоря, а пружина возврата установлен между полюсным наконечником и большей ступенью стержневой части якоря.
На чертеже изображена комоинироваяная опора в разрезе.
583339
Вал 1 комбинированной опоры установлен в подшипниках качения 2, наружные обоймы которых закреплены в корпусе 3.
Ротор 4 закреплен на втулке 5 газодинамического подшипника. На валу 1 эакреп- лен диск 6 с радиальными пазами, в которые при подаче напряжения на обмотку электромагнита 7 входят пальцы 8, размещенные на фланцевой части якоря электромагнита 9. Стержневая часть якоря имеет ступени 10 и ll с большим и .меньшим диаметрами соответственно.
Полюсный наконечник электромагнита 12 расположен концентрично меньшей ступени 11 стержневой части якоря, а пружина возврата 13 установлена между полюсныи наконечником и большей ступень»
10 дтержневой части якоря.
При пуске ротор 4, эакреплениыйна втулка 5 газодинамического подшип ника, вращается вместе с валом 1 в подшипниках качения 2.Ïo достижении рабочих оборотов электромагнит 7 входит в зацепление с диском 6 при помощи пальцев 8. В результате вал 1 резко тормозится, а ротор 4 по инерции продол- 25 жает вращаться. Поэтому в зазоре; между валом 1 и втулкой 5 газодинамического подшипника мгновенно образуется повышенное давление. Втулка 5 газодинамического подшипника всплывает на 30 валу 1 комбинированной опоры и происходит переход с режима качения на режим скольжения,по истечении которого напряжение с обмотки электромагнита 7 снимается. При этом большая ступень Щ .
l0 якоря электромагнита, поджимаемая пружиной возврата 13, возвращается в исходное состояние И пальцы 6 выходят из зацепления с диском б.Так как момент трения в газодинамическом подшипнике скольжения меньше момента трения в подшипниках качения 2, то вал 1 комбинированной опоры остается неподвижным.
При останове выбег ротора 4 осуществляется на валу 1, свободно вращающемся в подшипниках качения 2, беэ приведения в действие электромагнита 7, что позволяет уменьшить энергопотребление комбинированной опоры.
При аварийной ситуации, могущей возникнуть вследствие заклинивания газодннамического подшипника и выхода из строя электромагнита 7, вращение ротора 4 продолжается в подшипниках качения 2, чем также достигается уменьшение знергопотребителя и повышение ресурса комбинированной опоры.
Формула изобретения
Комбинированная опора по авт..св.
543786 отличающаяся тем, что, с целью уменьшения энергопотребления, стержневая часть якоря выполнена ступенчатой с меньшим диаметром, прилежащим к фланцевой части якоря с размещенными на ней пальцами, при этом полюсиый наконечник электромагнита расположен концентрично меньшей ступени стержневой части якоря, а пружина возврата установлена между полюсными нако-,: нечником и большей ступенью стержневой части якоря.
583339
Составитель И.Еоылова
Тех ед Н.Вабурка Ко екто И. Гоксич
Ре акто Н. Вирко
Заказ 4876/49 Тираж 1154 Подписное
ЦНФИПИ Государственного комитета Совета Министров. СССР по делам изобретений и открытий
113035 Москва Ж-35 Ра окая наб.
Филиал ППП Патент г. Ужгород, ул. Проектная, 4


