Земляное полотно дорог на болотах

 

О П И С А Н И Е (11! 57 8392

ИЗОБРЕТЕНИЯ

Союз СоветскихСоциапистических

Республик

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 21.06.76 (21) 2374907129-33 (51) М. Кл. - E 01С 3100 с присосдпнсписм заявки №вЂ”

Государственный комитет

Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (23) Приоритет

Опубликовано 30.10.77. Бюллетень ¹ 40 (53), ДК 625.731.1 (088.8) Дата опубликования описания 8.10.77 (72) Автор изобретения (71) Заявитель

П. К. 1ерник

Белорусский научно-исследовательский институт мелиорации и водного хозяйства (54) ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО ДОРОГ НА БОЛОТАХ

Изобретение относится к доро)кному строительству и:касается возведения земляного IIOлотна дорог на болотах.

Известно земляное полотно дорог на болотах,,включатощее насыпь из минерального грунта, улохкенну!0 на слой грунта, подстила1ощий торфяное основание (1).

Недостаток такого полотна заклк! !ается в том, что укладка материала насыпп па слой, подстилающий торфяное основание, требует удаления торфа, раоположенното гна подстилающем слое, и связано с большим объемом работ и большим расходом материала, что обусловливает высокую стоимость насыпи.

Известно также наиболее близкое к изобретению земляное полотно дорог на болотах, включаюшее насыпь из минерально-о грунта, уло кен1ную на торфяное основание (2j.

Однако известное земляное полотно за счет уплотнения торфа от веса насыпи оседает на значительную величину. При этом водопропицаемость уплотненного торфа в основании насыпи резко снижается и он становится в бо:и,шинствс случаев практически водоупором, поэтому, как правило, просачивание воды через земляное полотно прскращастся на контакте насыпи с торфяным основанием, в результате чего происход;1т водонасыщение погруженной в торф части пась1пи, которос наблюдается в течение длительных периодов в году llpll уровне грунтовы.; вод, расположенном ниже подошвы насыпи.

Недостатком такого земляного полотна дорог на болотах являстся то, что большинство применяемых для устройства земляного полотна грунтов теряет при водонасыщенпп устойчивость. Это приводит к тому, что в отдельные периоды года при уровня.; грунтовых вод нпжс подошвы м 1неральной насыпи, погружcпl!2я За с Icт Осадl .н В торфянs 10 3«;lc» ь часть насыпи практпчсскп пс участвуcT в работс.

Цель изобрстсния — повышение устойчивости земляного полотна в процессе эксплуатации.

Достигастся это тем, что в земляном полотне, включающем насыпь пз минерального грунта, уложенную на торфяпос основание, 10 поверхность контакта насыпи с торфяным основанием выполнсна с уклоном от оси насыпи к сс краям.

1-12 фпг. 1 изображен профиль прсдлаг2cмого земляного полотна 1«а оолотс после отсыпки насыпll пз мllнcp2.7bЕ!Ого Грунт2; на фпг. 2 — проектный профиль земляного полотна на болотс после завсршсппя осадки (эксП 7y272!.»0IIIIbIii ПСРИОД) .

3е» 7s,H0c !l07oT1I0 вкл10часT 11асыпь 1 и3 ilII30 псральпого грунта, уложснную 11;l торфянос

578392

Р /г. /

v v !

v ! /

lfhxa 2

Из,т. ¹ 862 Тираж 693

Заказ 2322/13

11ПО

Подписное

Типография, пр. Сапунова, 2 основание 2. Торфяное основание укладывают на поверхность болота таким образом, чтобы

его поперечный профиль имел серповидное сечение 3 с шириной по низу, равной проектной ширине земляного полотна. На торфяное основание 2 отсыпают минеральный материал насыпи 1.

Толщину укладываемого торфяного основания принимают несколько превышающей величину проектной осадки насыпи с тем расчетом, чтобы после завершения осадки поверхность контакта минерального грунта с торфом имела уклон от оси земляного полотна к его подошве.

Предлагаемая конструкция земляного полотна позволяет избежать водонасыщения нижней части насыпи, погружаемой в торфяную залежь, от атмосферных осадков и тем самым не допустить потери устойчивости некоторых видов грунтов в нижней части насыпи.

Это позволяет уменьшить толщину земляного полотна при сохранении равнопрочной конструкции или жс увеличить ее прочность при сохранении толщины, устанавливаемой по существующей в настоящее время методике, не учитывающей сезонное водонасыщение нижней части земляного полотна. Такое обстоятельство приобретает особое практическое значение для сельскохозяйственных дорог нг осушаемых болотах, где возводят большое ко личество дорог часто из грунтов, теряющих ус. тойчивость при водонасыщении, и где доставка минерального грунта для возведения земля. ного полотна затруднена.

10 Формула изобретения

Земляное полотно дорог на болотах, включающее насыпь из минерального грунта, уложенную на торфяное основание, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения устой15 чивости земляного полотна в процессе эксплуатации, поверхность контакта насыпи с торфяным основанием выполнена с уклоном от оси насыпи к ее краям.

Источники информации, 20 принятые во внимание при экспертизе

1. Евгеньев И. Е. Строительство автомобильных дорог через болота. М., «Транспорт», 1968, с. 121 — 123.

2. Указания по проектированию земляного

25 полотна железных и автомобильных дорог.

CI-I 449 — 72. М., «Стройиздат», 1973, с. 47 — 48.

Земляное полотно дорог на болотах Земляное полотно дорог на болотах 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, свалок городского мусора и промышленных отходов, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к строительству дорожных покрытий, оснований и земляного полотна и может быть использовано при строительстве автомобильных дорог, взлетно-посадочных полос, площадок под технологическое оборудование и др

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, свалок городского мусора и промышленных отходов, тампонаже карстовых и других пустот, ядер плотин и т.п

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при устройстве оснований автомобильных и железных дорог, аэродромов, площадок различного назначения, фундаментов зданий и сооружений, буронабивных свай, ядер плотин, оснований свалок городского мусора и промышленных отходов, при тампонаже карстовых и других пустот и т.п

Изобретение относится к дорожному строительству и может быть использовано при устройстве оснований дорожных одежд автомобильных дорог

Изобретение относится к строительству и может найти применение при сооружении дорог и вдольтрассовых проездов на сооружении магистральных трубопроводов

Изобретение относится к строительству, преимущественно к строительству временных дорог на слабых грунтах, болотах и болотах с развитой корневой системой и пнями, а также к строительству водоемов-амбаров для устранения проникновения в грунтовые воды водоносных горизонтов отходов бурения - ядовитых растворов и извлекаемых из скважин нефтегазопродуктов при аварийном разрушении трубопроводов

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при капитальном строительстве, устройстве дорожных оснований и покрытий, а также при рекультивации земельных участков нефтедобывающих районов

Изобретение относится к строительству, конкретно к составам минеральных смесей для оснований дорожных одежд, и может быть использовано в дорожном строительстве, преимущественно для автомобильных дорог

Изобретение относится к дорожному или эквивалентному покрытию, и, в частности, к покрытию, которое пригодно для использования в арктических регионах
Наверх