Мембранный клапан
(ii) 576478
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Советских
Социалистических
Республик
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 04.01.76 (21) 2308844/08 с присоединением заявки ¹ (23) Приоритет
Опубликовано 15.10,77. Бюллетень № 38
Дата опубликования описания 11.09.77 (51) М. Кл."- Г 16К 31, 165
Государственный комитет
Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий (53) УДК 621.646(088.8) (72) Авторы изобретения
А. А. Сахаров, Э. В. Моисеев и Э. А. Сапожников
Всесоюзный научно-исследовательский институт по охране вод (71) Заявитель (54) МЕМБРАННЫЙ КЛАПАН
Изобретение относится к арматуростроению, в частности и устройствам мембранных клапанов с автоматическим управлением запорных органов, предназначенных для использования в химико-аналитической аппаратуре при дозировании и отборе проб агрессивных жидкостей.
Известен мембранный клапан с пневматическим управлением, в котором управление запорным органом осуществляется созданием давления или разрежения газа в надмембранной полости (1).
Недостатком указанного клапана является необходимость применения дополнительного устройства для создания разрежения в надмембранной полости.
Известен мембранный клапан с автоматическим запорным органом (2). Механизм управления состоит из патрубков с цилиндрическими и коническими участками, сообщающих канал с транспортируемой средой с надмембранной полостью, и управляющих задвижек.
Управление запорным органом в указанном клапане осуществляется давлением транспортируемой среды, воздействующей на поверхность мембраны со стороны надмембранной полости.
Недостаток клапана заключается в том, что применение управляющих задвижек снижает быстродействие срабатывания клапана.
Целью изобретения является повышение быстродействия срабатывания клапана.
Цель достигается тем, что надмембранная полость, в которой расположен канал управления, образованный патрубком с цилиндрическим и коническими участками, разделена на две камеры перегородкой, а патрубок канала управления выполнен из двух соосно расположенных втулок, одна из которых установлена на перегородке, а другая — на корпусе, образующих щелевой конфузор, сообщающий одну из камер с каналом управления.
Такое выполнение устройства обеспечивает быстрое снижение давления над мембраной за счет эжектируемой из надмембранной полости управляющей среды при снятии давления в канале управления, что повышает быстродействие срабатывания клапана.
На чертеже изображен мембранный клапан, общий вид.
В корпусе 1 установлены эластичная мембрана 2 и седло 3. Полость 4 под мембраной сообщается с входным 5 и выходным б патрубками клапана. Надмембранная полость 7 перегородкой 8 разделена на две камеры 9 и
10, а канал 11 управления состоит пз двух соосно расположенных втулок. Втулка 12, установленная в корпусе, содержит конические участки 13 и 14 и цилиндрический участот< 15, 3О а втулка 16 установлена в перегородке 8, 576478
Формула изобретения
Составитель В. Алексеев
Тсхрсд И. Михайлова Корректор Е. Жаворонкова
Редактор Н. Аристова
Подписное
Заказ 2302/7 Изд. М 808 Тираж 1154
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Втулки 12 и 16 образуют щелевой конфузор 17.
При подаче сжатого воздуха по каналу 11 мембрана 2 садится на седло 3, отключает патрубок 5 от полости 4 и патрубка 6, при этом повышается давление в надмембранной полости 7. При снижении управляющего давления в канале 11 воздух из камеры 9 по щелевому конфузору 17 выходит в канал 11, при этом скорость его выше, чем скорость воздуха, эжектируемого в канал 11 из камеры 10.
В цилиндрическом 15 и коническом 13 участках втулки 12 происходит выравнивание скоростей потоков воздуха: эжектируемого и выходящего из камеры 9. При этом происходит повышение давления в канале 11 и резкое падение давления в камере 10. 3а счет создающегося разрежения мембрана отходит от седла.
Благодаря созданию кратковременного разрежения над мембраной при эжектировании потока воздуха из надмембранной полости происходит увеличение скорости срабатывания клапана при его открывании.
Мембранный клапан, в корпусе которого установлена мембрана, взаимодействующая с седлом, а в надмембранной полости расположен канал управления, образованный патрубком с цилиндрическими и коническими участками, отличающийся тем, что, с целью повышения быстродействия срабатывания
10 клапана, надмембранная полость разделена на две камеры перегородкой, а патрубок канала управления выполнен из двух соосно расположенных втулок, одна из которых установлена на перегородке, а другая — на корпусе, образующих щелевой конфузор, сообщающий одну из камер с каналом управления.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авто ское свидетельство М 357395, кл
F 16К 7/12, 1970.
2. Патент США К 2417994, кл. 251-24, 1942.

