Узел крепления сдвоенных дисковых колес к ступице
(и) 572389
ОПИСАНИЕ
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ЛВтОРСКОММ СВИДИПЛЬСтВМ
Союз Советских
Социалистических
Рестгу блик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 15.07.75 (21) 2157172/11 с присоединением заявки № (23) Приоритет
Опубликовано 15.09.77. Бюллетень № 34
Дата опубликования описания 19.09.77 (51) М.Кле В 60В 3/16
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР па делам изобретений и аткрытий (53) УДК 629.113.012.3. .238 (088.8) (72) Автор изобретения
Г. Г. Борисов
Центральное конструкторское технологическое бюро колесного производства (71) Заявитель (54) УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ СДВОЕННЫХ ДИСКОВЫХ КОЛЕС
К СТУПИЦЕ
Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам и может быть использовано на автомобилях и других пневмоколесных транспортных средствах.
Известны узлы крепления сдвоенных дисковых колес к ступице, содержащие ступицу, установленные на ступице резьбовые крепежные детали, внутреннее и наружное колеса, сцентрированные по сферическим фаскам крепежных отверстий диска внутренними гайками, имеющими аналогичные фаски, и закрепленные наружными гайками, навернутыми на упомянутые резьбовые крепежные детали (1).
Недостатком такой конструкции крепления является наличие значительных контактных напряжений, возникающих при завинчивании крепежных гаек на фасках крепежных отверстий и возрастающих под действием внешних сил, что приводит к преждевременному усталостному разрушению диска. Кроме того, наличие внутренних гаек значительно повышает вес конструкции крепления колес, усложняет установку и снятие колес со ступицы в процессе эксплуатации.
Известно крепление сдвоенных дисковых колес к ступице, сцентрированных центральным отверстием дисков по цилиндрическому посадочному пояску на ступице с зазором между ними. Крепление не содержит внутренних гаек, вес колесного узла значительно снижен, а центрирование дисков по посадочному пояску ступицы обуславливает выполнение крепежных отверстий без жестких допусков на точность их расположения (2).
Недостатком такого крепления является прикипание дисков к посадочному пояску сту пицы в процессе эксплуатации за счет попа дания воды и грязи в центрирующее соединение, причем прикипание тем сильнее, чем
10 дольше колеса находятся в эксплуатации без монтажа. Это резко повышает трудоемкость установки и снятия колес.
Наиболее близким к описываемому изобретению по технической сущности и достигаемоI5 му результату является узел крепления сдвоенных дисковых колес к ступице, включающий резьбовые детали для крепления дисков колес на ступице и выполненный в ступице посадочный поясок, по которому сцентрированы цент20 ральными отверстиями диски колес (3).
Недостатком такого крепления является чувствительность центрирующего соединения к перекосам, Heèçáåÿíûì при установке и снятии колес, особенно внутреннего, что при25 водит к защемлению дисков на периферийной поверхности ступицы, при этом трудоемкость установки и снятия колес возрастает.
Целью изобретения является снижение трудоемкости установки и снятия колес со сту30 пицы.
1 2
Составитель А. Глинка
Редактор Г. Мозжечкова Техред М. Семенов Корректоры: Е. Хмелева и Т. Добровольская
Заказ 2083/11 Изд. № 749 Тираж 907 Подписное
НПО Государственного комитета Совета Министров СССР по делам нзобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2
Для этого в предлагаемом узле крепления посадочный поясок ступицы выполнен в виде двух кольцевых волнообразных в поперечном сечении выступов, между которыми расположен установочный ручей.
На чертеже изображен описываемый узел крепления.
Наружное 1 и внутреннее 2 колеса установлены на ступице 3 и закреплены на шпильках
4 гайками 5. Колеса 1 и 2 сцентрированы центральным отверстием дисков по посадочному пояску ступицы, выполненному в виде двух кольцевых волнообразных в поперечном сечении выступов 6. Между выступами выполнен установочный ручей 7, облегчающий установку внутреннего колеса 2.
При монтаже фиксация диска внутреннего колеса 2 на своем посадочном кольцевом выступе в верхней части осуществляется за счет упора нижней кромки центрального отверстия в наружный буртик установочного ручья 7, благодаря чему колесо занимает почти вертикальное положение и не препятствует установке наружного колеса 1.
Сравнительные испытания предлагаемого крепления сдвоенных дисковых колес с известным показали, что при использовании предлагаемого достигается существенное снижение трудоемкости установки и снятия колес. Это дает сокращение простоя автотранспорта и повышение производительности труда.
Формула изобретения
Узел крепления сдвоенных дисковых колес к ступице, включающий резьбовые детали для крепления дисков колес на ступице и выпол10 ненный в ступице посадочный поясок, по которому сцентрированы центральными отверстиями диски колес, отличающийся тем, что, с целью снижения трудоемкости установки и снятия колес со ступицы, центрирующий по15 садочный поясок ступицы выполнен в виде двух кольцевых волнообразных в поперечном сечении выступов, между которыми расположен установочный ручей.
Источники информации, 20 принятые во внимание при экспертизе
1. ГОСТ 10409 — 74 «Колеса автомобильные с разборным ободом, Виды и основные размеры. Технические требования».
2. Патент США № 2130392, кл. 301 — 9, 25 1938.
3. Патент ФРГ № 2239823, кл. В 60В 3/14, опубл. 1973.

