Напорный механизм экскаватора
, и с
Оп иСАНИе
ИЗОЬГЕтЕН ИЯ
< »568705
Союз Советских
Социалистических
Реслублик
iC АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) Дополнительное к авт. свид-ву— (22) Заявлено 16.12.75 (21) 2199858/03 с присоединением заявки Ме— (23) Приоритет— (43) Опубликовано 15.08.77. Бюллетень М 30
i45) Дата опубликования списания 14.11.77 (51) М. Кл.2 Е 02 F 3/38
Гасударственный комитет
Совета Министров СССР ао делам извбретений н открытии (53) УДК 621.879.34 (088.8) (72) Авторы изобретения
П. A. Касьянов, В. Р. Кубачек и В. Н. Цветков
Свердловский ордена Трудового Красного Знамени горный институт им. В. В. Вахрушева и Уральский дважды ордена
Ленина, ордена Октябрьской Революции, ордена Красного
Знамени, ордена Отечественной войны степени и ордена
Трудового Красного Знамени завод тяжелого машиностроения им. Серго Орджоникидзе (71) Заявители (54) НАПОРНЫЙ МЕХАНИЗМ ЭКСКАВАТОРА
Изобретение относится,к рабочему оборудованию одноковшового экскаватора типа
«прямая лопата» с реечным напорным механизмом.
Известен реечный напорный механизм, включающий рукоять с зубчатыми рейками, находящимися в зацеплении с шестернями, установленными на напорном валу, седловые подшипники со сменными пластинами и прокладками для регулирования радиального зазора в зацеплении реек с шестернями (11.
Недостатком указанного напорного механизма являются частые перегрузки его привода при работе в тяжелых условиях.
Наиболее близким к предлагаемому является напорный механизм, включающий напорный вал с шестерней, рукоять с рейкой и седловой подшипник, в корпусе которого расположена опорная пластина. Привод механизма осуществляется посредством гидравлического двигателя, а давление рабочей жидкости в гидродвигателе ограничивается предохранительным клапаном. Зазоры между рейками и шестернями регулируются, прокладками, устанавливаемыми между корпусом седлового подшипника и опорными пластинами (2).
Недостаток указанного седлового подшипника заключается в том, что требуются частные регулировки радиальчого зазора в рееч- 3î ном зацеплении, увеличивающегося вследствие износа опорной пластины и рукояти, а наличие этого зазора уменьшает коэффициент перекрытия и срок службы, реечной передачи.
С целью повышения срока службы реечной передачи предлагаемый напорный механизм снаожен гидравлической камерой, установленной между корпусом седлово.-о подшипника и опорной пластиной и гпдроаккумулятором, при этом гидравлическая камера и гидроаккумулятор связаны между собой посредством обратного и предохранительного клапанов.
Такое выполнение напорного мехачизма обеспечивает автоматический выбор зазора между рейкой и шестерней, зубья рейки и шестерни контактируют по всему рабочему профилю, что увеличивает срок их службы, а демпфирование избыточной энергии напорного механизма при переходе рабочей жидкости через предохранительный клапан снижает максимальные нагрузки и увеличивает надежность напорного механизма.
На фиг. 1 гоказан предлагаемый напорный механизм с частичным вырезом в седловом подшипнике, общий вид, и схема питания гидравлической камеры; на .фпг. 2 — разрез
А — А фиг. 1.
Напорный меxàíèçì включает напорный вал I с шестерней 2, рукоять 8 с рейкой 4, 5687О5
Фиг 2
<орпус седлово.-о подшипника 5, опорную п7астину б, гидравлическую камеру 7, гидроаккумулятор 8, обратный клапан 9 и предохранительный клапан 10.
Напорный механизм работает следук;щим образсм.
Вместе с напорным валом 1 вращается шестерня 2 н сообщает рукояти ) поступательное движение относительно седлово-.о подшипника. Рукоять 8 через дорожки качения зубчатых реек 4 опирается на опорные поверхности шестерни 2. Распорное усилие в реечном зацеплении воспринимается опорной пластиной б и через гидравлическую камеру
7 передается на корпус седлового подшипника 5. Гидравлическая камера посредством об1)HTHoI Is. IIIII H 9 H пРедохРаните)l i Iol o Is;12пана 10 соединена с гндроаккумулятором, имеющим необходимый запас рабочей жидкоти и падающисм ее в камеру под давлением, необходимым для выбора зазора при отсут ствии напорного усилия. Обратный клапан 9 препятствует перетеканию жидкости из камеры 7 при возрастании давления от распорно:о усилия и обеспечивает работу без радиан ного зазора в седловом подшипнике.
Предохранительный клапан 10 открываетя в случае недопустимо больших распорных усилий в зубчатом зацеплении, и рабочая жидкость поступает из п1дравлической каме)bI в гидроаккумулятор, пока давление в камере не снизится до заданного уровня Р,.
Устранение радиального зазора между опорными дорожками качения шестерен и з5 реек улучшает равномерность работы зубчато-реечной передачи за счет увеличения коэффициента перекрытия в зацеплении передачи и увеличивает ее срок службы, та)к как наличие зазора приводит к выключешпо из работы 10 — 25О О рабо-1его профиля и к дополнительному проскальзыванию зубьев шестерни по зуоьям рейки при изменяющейся внешней нагрузке.
Автоматическая компенсация зазора, осуществляемая предложенным устройством, снижает трудозатраты по регулированию за зора в седловом подшипнике. Предохранительным клапаном ограничивается урозен максимального давления в гцдравлической камере и сии>каются ма ксимальные нагрузки в элементах напорного механизма и рабочего ооорудования.
Формула изобретения
Напорный механизм экскаватора, включающий напорный вал с шестерней, рукоять с рейкой и седловой подшипник, в корпусе которо"o расположена опорная пластина, о тл и ч à lo шийся тсм, чго, с целью повы шения срока слу)кбы реечной передачи, напорный механизм снабжен тидравлической камерой, установленной между корпусом седловоlo подшипника и опорной пластиной и гидроoêêóìóëÿòoðoì, при этом гидравлическая камера и гидрогккумулятор связаны между собой посредством обратного и предохранителього клапанов.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:
1. Патент СШЛ ¹ 197313б, кл. 214 — 135, опуолик. 1о34.
2. Патент США М 200548i2, кл. 214 — 135, опублик. 1935.

