Винтовой механизм с радиальным стопорным элементом
О Л И С А Й И Е, ц вв7вув
ИЗОВРЕТЕЙ ИЯ йоюа Советских
Социалистицеских
Республик (6)) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 12.09,75(21) 2171660/28 с присоединением заявки № (23) Приоритет (43) Опубликовано05,08,77.Бюллетень № 29 (45) Дата опубликования описания 30.08.77 (51) М. Кл.
F 16 Н 25/20
Гооудврстввниюй комитет
Совете Министров СССР по делом нэооретеннй н открытий (53) УДК 621.831 (088,8) (72) Автор изобретения
П. П, Бернадин (7!) Заявитель (54) ВИНТОВОЙ МЕХАНИЗМ С РАДИАЛЬНЫМ
СТОПОРНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ
Изобретение относится к станкостроению.
Известен механизм дифференциального винта .для точной установки, содержащий внешнюю и внутреннюю резьбу, установочное звено, шп онку (1) .
Недостатком указанного механизма является1недостаточное уменьшение мертвого хода.
Известен и другой винтовой механизм, содержащий винт и гайку с отверстием и установленный в этом отверстии стопор в виде упругой детали,в котором обеспечивается выборка мертвого хода (2g.
Известный механизм неудобен тем, что ненадежное стопорение цангового зажима относительно винта при эксплуатации может вызвать самоотвинчивание и нарушить точность. регулировки, Механизм предназначен только для единичного производства, большие габариты его вызывают сложность при изготовлении.
Стопорный винт упирается в верхуш.ки реэьбовых ниток, что приводит к их смятито и вызывает ускоренный выход резьбы из строя.
11ель изобретения — устранение мертвых кодов механизма, Указанная цель достигается тем, что стопор выполнен в виде усеченного конуса> на большем основании которого выполнена резьба, аналогичная резьбе гайки, а вершины конусности отверстия и гайки направлены от оси винта.
На фиг. lизображен механизм,,вид сбоцт ку; на фиг. 2 — разрез А-А фиг. 1; на фиг. 3 — вид Б фиг. 1, Винтовой механизм содержит винт 1, гайку 2, выполненную с диаметральным отверстием, соединенную с винтом посред15 ством правой резьбы 3 и установленную неподвижно в пазу 4 салазок 5.
В гайке в радиальном направлении выполнено расширяющееся к ее оси коническое. отверстие 6 с острым углом при верgO шине, в котором установлен конический стопор 7, выполненный в виде усеченного конуса, прилегающий к стенкам отверстия 6 и - оканчивающийся выступающим участком
8, на котором выполнена резьба 9 и навинчена гайка 10. На расширенном участ567 87 5 ке конического стопора 7 за одно целое с гайкой 2 выполнена резьба 11 того же шага, что и на гайке 2 и винте 1, После навинчивания гайки 2 на винт 1 конический стопор поворачивается вокруг своей оси против часовой стрелки так, что направление витков 12 резьбы на коническом стопоре 7 отклоняется от витков 13 резьбы на гайке на минимальный угол ос, Затем конический стопор 7 фиксируется гай» кой 10. Благодаря такому положению конического стопора 7, при врашении винта 1 выбирается мертвый ход в реэьбепары винт, 1-гайка 2. Винт 1 своей вершиной упирает« ся в накладку 14, закрепленную на салазках 5 винтом 15, Механизм работает следующим образом, При минимальном повороте винта 1 по часовой стрелке накладка 14 перемешается вправо при отжатом винте 15 беэ учета потерь на мертвый ход винта, благодаря повороту конического стопора 7 с его резьбой 11 вокруг своей оси обеспечивается осевой натяг между резьбой 3 винта 1 и резьбой гайки 2.
После перемешения накладки 14 вправо винт 15 затягивается. Конический стопор
7 поворачивается с некоторым усилием против часовой стрелки, расклинивает резь-. бу 3 винта и гайки и окончательно эатягивается гайка 10, благодаря чему осушествляется стопорение винта 1, Основным преимуществом предложенной конструкции является обеспечение точной регулировки при одновременном стопорении, что упрошает винтовой механизм, снижает его себестоимость, щ Формула изобретения
Винтовой механизм с радиальным стопорным элементом, содержащий винт, гайку с диаметральным отверстием и установленный в этом отверстии стопор, о т л и ч аю ш и и с я тем, что, с целью устранения мертвых ходов механизма, стопор выполнен в виде усеченного конуса, на большем основании которого выполнена резьба, аналогичgp ная резьбе гайки, а вершины конусности отверстия и гайки направлены от оси винта, Источники информации, принятые во внимание .при экспертизе:
25 1. Артоболевский H. Н, Механизмы, т, 1П М.,1949, Ленинград,с. 636, 2580
В 101, ПВ 61.
2. Литвин Ф, Л. Справочник конструктора точного приборостроения, изд во Мазо шиностроение, М., 1964, с. 881, фиг. 3.
А-А
ВиТ
12
Составитель P. Ожина .Редактор B. Другова,Техред А. Демьянова Корректор, Е. Папи
Заказ 2715/26 Тираж 1154 Подписное
Ц11ИИ11И Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113005, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ПГИ! "Патент", r. Ужгород, ул. Г1роектная, 34


