Система управления реверсивным тиристорным электроприводом

 

Союз Советских

Социалистических

Реслублин

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ к втоескомю ©еидиельСтвю (1i) 566293 (61) Дополнительное к авт. свил-ву (22) Заявлено20,05.75 (И) 2141581/07 с присоединением заявки Ие (23) Приоритет(43) Опубликовано25,07 77,Баллетень %27 (4б) Дата опубликования описания 02.09.77

2 (51) М. Кл.

Н 02 Р 5/16

Гасударствение1й камитет

Вавета Миннстрав СССР аа делам нзабретеинй и аткрытнй

Pa) УДК 821.З1З.2 (088.8) (72) Авторы изобретения

I E. В. Мельников и В. Д. Кочетков (7l) Заявитель

I (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЙ РЕВЕРСИВНЫМ ТИРИСТОРНЫМ

ЭЛЕКТРОПРИВОДОМ

Изобретение относится к системам управления peBepcHBHblMH тиристорными электроприводами с раздельным управлением группами тиристоров преобразователя, в которых главное: минимальное время протекания переходных процессов в режиме прерывистых токов, величина бестоковой паузы при реверсировании групп-тиристоров, обеспечение йадежной остановки приводного двигателя при нулевом задании и при одновременном, ó обеспечении безлюфтовой регулировочной характеристики тиристорного преобразователя.

Известны различные устройства, с помошью которых решаются отдельные из ука.занных вопросов. 15

Известны, например, адаптивные регуляторы, имеюшие видоизменяюшуюся передаточную функцию ттрн переходе к регулированию в режиме прерывистых токов от режима непрерывного тока tlat.

Системы с адаптивным регулятором характеризуются сложностью, а также трудностью при ббеспечении процессов высокого качества в моменты скачкообразного переклю ченчя структур, связанными с наличием 25 всплесков управляюшего напряжения на регулирующих операционных усилителях, содержаших конденсаторы в цепях обратных связей.

Кроме того, при изменении коэффициента усиления не учитываются длительность, ам, плитуда пульсаций тока и степень рассоглаСОВаНИЯ РЕГУЛИРОВОЧНЫХ XBPBK e ÈÑÒÈÕ От.е. дельных групп тиристоров.

Известны системы, имеющие дополнительную связь с технологическим оборудованием для учета возмушений со стороны этого обо-, руиовеиия (2). Оииеко такие систекс» сесины, и в каждом конкретном случае необходимо принимать отдельные решения. Вопросы, связанные с исключением ползучести скорости двигателя, уменьшением бестоковой паузы при переключении групп тнpHcTopoB) B таких системах не решаются.

Из известных систем управления наиболее близкой к предложенной по технической сушности является система, содержашая двухконтурную систему регулирования, состоящую из регуляторов скорости н тока, датчиков скорости и тока, логического пе566293 з реключаюшего устройства, связанного через датчик проводящего состояния тиристоров с тиристорами преобразователя, а также систему фазового управления, подключенную первым и вторым входакж через аналоговые ключи к выходу регулятора тока и связанную с группами тиристоров преобразователя через выходные устройства, цепи включения которых объединены с цепями включе- ния аналоговых ключей и подключены к вы- Ф ходам логического переключающего устройства (3).

Эта система содержит включенное между регулятором тока и устройством фазового управления нелинейное звено для компен- 5 сации нелинейности регулировочной характеристики преобраэавателя.

Устройство линеариэации выполнено совместно с регулятором тока на одном операционном усилителе, имеющем нелинейную связь, цепь которой подключена к выходу датчика э.д.с. двигателя.

Система управления не обеспечивает устойчивое положение нулевой скорости вращения двигателя и высокое качество переходных процессов. Это связано с тем, что при наличии помех и дрейфа нуля усилителя выход регулятора тока из-за его значительного коэффициента усиления в области малых сигналов не может быть нулевым (cîответствующим нулевому значению скорости).

Подача сигнала э.д.с. в цепь обратной связи регулятора тока равносильна наличию положительной обратной связи по скорости, что снижает точность регулирования по ско- 5 рости. Кроме того, при ударном приложении нагрузки к двигателю, работающему в режиме холостого хода (в режиме прерывистых токов), происходит резкое снижение скорости, что недопустимо для большинства технологических процессов.

Цель изобретения — обеспечение устойчивой нулевой скорости вращения приводного двигателя и повышение качества переходных процессов, Это достигается тем, что к выходу датчика э.д.с. подключен выпрямитель, выход которого через ключевой элемент соединен с третьим входом системы фазового управления.

На фиг. 1 изображена функциональная схема предложенной системы управления; на фпг. 2 — функциональная схема системы фазового управления; на фиг. 3 — регулиро5S вочная характеристика системы фазового уп равнения.

На чертежах: 1 — регулятор скорости;

2 — регулятор тока; 3 — датчик э.д.с. двигателя; 4 — датчик тока; 5 — логическое перек.почаюшее устройство; 6 — датчик про6О водящего состояния тиристоров; 7 — выпрямитель; 8, Я вЂ” аналоговые ключи; 10 — ключевой элемент; 11 - система фазового управления; 12, 13 — выходные устройства;

14 - реверсивный тиристорный преобразователь; 15 - группа вентилей направления

Вперед"; 16 - группа вентилей нанравления

Назад"; 17 - фаэосдвигающее устройство

18 - блок сдвига импульсов; 19 — преобразователь уровня управляющего напряжения;

U - начальное напряжение, соответствующее начальному углу управления; 0> напряжение управления (выходное напряжение регулятора тока; Up - напряжение, необходимое для смещении импульсов по фазе в диапазоне, где ft! — фазность преобра2 1t зователя; 0, - напряжение выпрямителя;

Ц вЂ” напряжение инвертора; 1 2 / - э.д.с. двигателя.

Сйстема регулирования (см.фиг. 1) содержи регулятор 1 скорости, подключенный входами к источнику задающего напряжени,О,З и выходу датчика 3 э.д,с. К выходу регулятора скорости подключено логическое пере ключаюшее устройство (ЛПУ) 5 и регулятор 2 тока вторым входом соединенный с выходом датчика 4 тока. Логическое переключающее устройство 5 связано с тиристорным преобразователем 14 через датчик 6 проводящего состояния тиристоров.

Выход регулятора 2 тока через аналоговые ключи 8 и 9 соединен соответственно с первым и вторым управляющими входами системы 11 фазового управления (СФУ), которая через выходные устройства 12 и

13 управляющих импульсов подключена к группам вентилей 15 и 16 реверсивного преобразователя 14. Uenb запирания ключа

8 соединена с цепью эапирания устройства

12, .а цепь эапирания ключа,9 — с цепью эапирания устройства 13. Ilem запирания подключены к выходам ЛПУ 5. Третий вход системы 11 фазового управления через последовательно включенные ключевой элемент

10 и выпрямитель 7 связан с выходом да чика э„ц.с. 3 двигателя.

Система 11 фазового управления (см. фиг. 2) состоит из преобразователя 19 уровня управляющего напряжения фазосдвигаюшего устройства 17 и блока 18 сдвига импульсов. Преобразователь 19 одним выходом соединен с управляющим входом фаэосдвигающего устройства 17 и двумя выходами — с управляющими цепями 20 и 21 блока 18. По одному из входов преобразователя 19 подается напряжение управления ,U„, по второму — напряжение 4и, определяющее начальнь|й угол управления преобразователя при U 0. На другие входы преобразователя 19 подаются напряжения Оо и30о, задающие порог срабатывания фиксаторов уровней, расположенных в преобразователе 19.

3cTGBKB cpG6BTbg39BQB 2 (о яа с выходом ключевого элемента 10, на вход которого подается сигнал, пропорциональный модулю э,д.с. двигателя /E, На вход фазосдвигающего устройства подаются синхронные с сетевым напряжением импульсы, частота которых равна tttf:, где 30 ги -фазность преобразователя, - частота сети.

Система управления функционирует.следующим образом.

Система управления скоростью двигате- 15 ля двухконтурная, внутренним контуром является контур регулирования тока с регулятором 2 тока и датчиком 4 тока. Раздельное управление комплектами преобразователя осуществляется с помощью логического переключающего устройства 5. Так как устройство 5 подключено к выходу регулятора

1 скорости, то на вход этого устройства поступают сигналы заданной и фактической скоростей. В зависимости от знака напряжения регулятора 1 скорости переключиошее устройство 5 включает выходные уст- . ройства 12 или 13 (соответственно группы вентилей 15 или 16). При этом выходное напряжение регулятора 2 тока поступает на вход системы 1.1 управления через прямой ключ 8 или через инвертирующий ключ 9.

При работе группы вентилей 15 открыты ключ 8 и.выходное устройство 12„при ра-, боте группы вентилей 16 — ключ 9 и выходное устройство 13. Переключение выходных устройств и ключей происходит благодаря датчику 6 проводящего состояния тиристоров только при отсутствии тока в якорной цепи двигателя, т,е. при запертом состоянии "0 тиристоров преобразователя, Система 11 фазового управления осуществляет преобразование напряжения Lf> в величину угла управления преобразователя.

Точка отсчета угла управления задается син- 45 хроимпульсами, поступающими на вход фазо- сдвигающего устройства 17.

Регулировочная характеристика системы фазового управления состоит из трех интер50 валов, где каждый интервал составляет-мак- а, 27 о симально величину 1„„(60 — для трехфазного мостового преобразователя), равную дискретности преобразователя и интервалу

55 между входными синхронизируюшими импульсами СФУ с частотой f . СФУ производит сдвиг импульсов по фазе максимально на

2К величину . Напряжение управления для сдвига импульсов в этом интервале состав60 ляет О . Полному диапазону регулирования

6 о

180 соответствует напряжение управления

0„- 3(4с

Гак как s устройстве 17 фазосмешение импульсов максимально составляет величину —, то для получения угла управления

<(Л сигнал управления, поступающий на вход устройства 17, должен быть равен нулю в момент, когда фазовый сдвиг импульсов достигает величины 1 а напряжение

27С управления — величины, О, Одновременно в преобразователе 19 вырабатывается логический сигнал, доступающий по цепи 20 на вход блока 18, который осуществляет переключение импульсов, поступающих с устройства 17 на один разряд так, что фаза импульсов на выходе блока

18 в данный момент остается равной

27С

При увеличении уровня О, О Со ) устройство 17 вновь осуществляет сдвиг импульсов в диапазоне „ - под воздействием сигнала управления U =- 0> U, а фаза им-.

О пульсов на выходе блока 18 равна 2 —.

tn

Логический сигнал вырабатывается на цепи

21. В функции этого сигнала производится переключение импульсов по выходам блока 18 еще на один разряд, а сигнал на выхсде устройства 17 вновь пршп;мает нулевое значение. Следовательно, сигнал управления, поступающий не устройство 17,имеет вид 0 — (0> 4 U„) N (О . Фаза импульсов н& выходе СФУ равна Х =ЯЫ =6((Ll .)-)(0 3 а gapa импульсу на выходе блока 18—

А,-" .„. К с(.- (< ф 0 + 0„) - < Оо ), где

Я - коэффициент преобразо ання(3л Г ад ./3).

При таком законе фазосмешения управляющих импульсов обеспечивается повторная выдача импульсов на выходных шинах блока 18 в динамике, что исключает потерю ипформации в системе 11 фазового управления и ноззоляет при одпом комплекте этой системы достичь беетоковук паузу при переключении групп вентилей по величине не более, чем интервал дискретности преобразователя.

При нулевом задании скорости (U»,=0) угол управления d преобразователя устанавливается благодаря напряжению U таким, H что выходное напряжение преобразователя равно нулю ((, =О). Зтот угол для трехфазной мостовой схемы преобразователя и малой индуктивности якорной пепи двигатео ля равен или бо..ьше 120 - и соответствует точке;"а" на регулировочпой характеристике (см. фиг. 3). При этом порог срабатывания фиксатора уровня, вырабатывающего лог ический сигнал, поступающий на вход блока

18 по цепи 21, равен 1,5 0о, что соответствует углу управления о<- 90о. Порог срабатывания задается с помощью потенпиометра (см. фиг„2) при насышенном транS66293 зисторе ключевого элемента 10. Транзистор коллекторным выходом через резистор подключен к выходу потенциометра и шунтирует его выход.

При задании скорости (О „ фО) с выхода регулятора 2 тока поступает напряжение U>, которое, алгебраически суммируясь с напряжением 4Н, вызывает изменение угла управления при малом уровне входного сигнала (от,Д. » 120о до:о(, =90о) в соответствии с участком " р","Я, " " характеристики (см. фиг. 3) и при дальнейшем увеличении напряжения 0> в сторону меньших углов и большего выпрямленного напряжения U по закону, определяемому параметрами системы регулирования и линейной регулировочной характеристикой системы фазового управления (см. фиг. 3). Из. менение угла управления от 120 до 90о при незначительном уровне напряжения М обеспечивает быстрое прохождение зоны прерывистых токов и высокую скорость нарастания тока разгона двигателя. При появлении э.д.с. двигателя с выхода датчика э.д.с. снимается сигнал на вход ключевого элемента 10. Этим сигналом осушествляется запирание транзистора элемента 10, и связи с чем порог срабатывания фиксатора на входе преюбразоватепя 19 (см. фиг. 2) увеличивается до 2 „Цо, что приводит к линейной зависимости угла управления .от величины сигнала управления (см, фиг. 3 характеристика для /Е/ > О).

Эта характеристика соответствует линей. ному согласованию регулировочных характеристик групп тиристоров преобразователя„ при котором углы управления группами d. и d. связаны уравнением d, +aL =180о или

2 1 3

4.= и обеспечиваются близкие по значениям э,д.с. выпрямителя и э.д.с. инвертора

0 = 0, . Линейное согласование харак в ° н теристик обеспечивает быстрое нарастание тормозного тока двигателя.

При установлении двигателя в режим холостого ходя при каком-либо значении скорости в связи с несоответствием среднего значения выпрямленного напряжения преобразователя и э,д.с. двигателя происходит увеличение скорости выше заданной, что

11риводит к изменению знака выходного напряжения регулятора скорости и благодаря переключению ЛПУ к включению инвертор ной группы преобразователя.

Снижение скорости за счет включения инверторной группы вновь вызывает включение выпрямительной группы преобразоватепя. Следовательно, в режиъл холостого хода через двигатель в связи с линейным согласованием характеристик и высокой ца ствительностью ЛПУ устанавливается знако. переменный начально-непрерывный ток и, следовательно, зона прерывистых токов существенно уменьшается.

Уменьшение зоны прерывистых токов обеспечивает высокое качество переходных щ процессов, равноценных процессам в режиме непрерывного тока. При этом настройка системы регулирования осуществляется по принятому техническому оптимуму, начальный угол управления (точка "Ci": на фиг. 3) для повышения помехозашишенности должен быть более 120о.

Формула изобретения

Система управления реверсивным тирис торным электроприводом, содержащая регулятор скорости и регулятор тока с подклю-. ченными к их входам соответственно датчи25 ками э.д.с. и тока двигателя, логическое переключаюшее устройство, подключенное вхо дом к выход регулятора скорости и через датчик проводящего состояния тиристоровк тиристорам преобразователя, одноканальную

30 систему фазового управления, подключенную первым и вторым входами через аналоговые ключи к выходу регулятора тока и связанную с группами тиристоров преобразователя через выходные устройства, цепи включения которых объединены с цепями включения аналоговых ключей и подключены к выходам, логического переключающего устройства, отличающаяся тем,что,сцелью обеспечения устойчивой нулевой скоЬ рости вращения двигателя и повышения качества переходных процессов, к выходу aw чика э.д.с. подключен выпрямитель, выход которого через ключевой элемент соединен с третьим входом системы фазового управления.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе:

1. Автоматика и телемеханика % 11, 1964, с. 1601.

2. Шипилло B. П, Автоматизированный вентильный электр ропривод "Энергия", 1969, с. 34-3.

3. Поздеев А. Д. и др. Принципь. построения структур вентильного электро1ривода постоянного тока. Труды ВНИИР, вып. 4, 1974 (прототип).

566203 юао

Составитель В. Кузнецова, Редактор T. Загребельная Техред р,. Демьянова - Корректор А. Жолтани

"Заказ 2441/36 Тираж 917 Подписное

ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж.-335, Pr.óøcêàÿ наб., д. 4/5

Филиал ППП "Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

Система управления реверсивным тиристорным электроприводом Система управления реверсивным тиристорным электроприводом Система управления реверсивным тиристорным электроприводом Система управления реверсивным тиристорным электроприводом Система управления реверсивным тиристорным электроприводом Система управления реверсивным тиристорным электроприводом 

 

Похожие патенты:

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано для привода различных механизмов с питанием от однофазной сети переменного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам транспортных средств, питающихся от сети постоянного тока

Изобретение относится к устройствам для регулирования и стабилизации скорости электродвигателей постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к тяговым электроприводам постоянного тока

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в качестве тягового электропривода в электроподвижном составе метрополитена и наземных железных дорог

Изобретение относится к области электротехники, а именно к вентильным электроприводам с обратной связью по ЭДС

Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в маломощных приводах различных механизмов, требующих регулирования скорости вращения вниз от номинальной скорости
Наверх