Способ проверки вторичных цепей продольных дифференциальных токовых защит трехобмоточных трансформаторов и автотрансформаторов
О П И С А Н И Е <п 562035
ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социалистииеских
Республик (61) Дополнительное к авт. свид-ву (22) Заявлено 23.03.76 (21) 2342957/07 с присоединением заявки №вЂ” (23) Приоритет
Опубликовано 15.06.77. Бюллетень № 22
Дата опубликования описания 14.07.77 (51) М. Кл.- Н 02Н 7/04
Гааурврственный квинтет
Совета Миннстрав СССР аа двлви ивабрвтвннй и аткрьаий (53) УДК 621.316 925
{088.8) (72) Автор изобретения
В. Н. Московец (71) Заявитель (54) СПОСОБ ПРОВЕРКИ ВТОРИЧНЫХ ЦЕПЕЙ ПРОДОЛЪНЪ|Х
ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ТОКОВЫХ ЗАЩИТ ТРЕХОБМОТОЧНЪ|Х
ТРАНСФОРМАТОРОВ И АВТОТРАНСФОРМАТОРОВ
Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано для проверки вторичных цепей продольной дифференциальной токовой защиты трансформаторных и автотрансформаторных групп ооО/2 0 11—
25 кВ и дифференциальной токовой защиты их ошиновок l l — 35 кВ как во время производства пуско-наладочных работ, так и во время эксплуатационной проверки.
Проверку правильности подключения вторичных токовых цепей дифференциальных токовых защит трансформаторов или автотрансформаторов в период наладочных работ производят косвенными способами (1) подачей импульсов постоянного тока или индуктированного напряжения.
Недостаток этих способов заключается в том, что группа силового трансформатора или автотрансформатора предполагается известной и точно определенной. Если же при определении группы соединений (или при обозначении фаз) была допущена ошибка, то проверкой она не выявится.
Известен способ проверки вторичных цепей продольной дифференциальной токовой защиты (2), который заключается в том, что создают достаточной величины симметричную по всем трем фазам нагрузку в первичной цепи трансформатора или автотрансформатора.
Измеряют величины вторичных токов плеч дифференциальной защиты, ток нли напряжение небаланса исполнительных органов реле и сравнивают их с заданными значениями.
5 После анализа данных замеров определяют правильность подсоединения вторичных токов их цепей защиты в соответствии со схемой соединения обмоток силового трансформатора или автотрансформатора.
Однако существующий способ проверки вторичных цепей симметричным током нагрузки при вводе в работу трансформаторной или автотрансформаторной группы 500/220/11—
15 35 кВ без синхронного компенсатора на сетевой подстанции не позволяет обеспечить надежную проверку вторичных цепей в плече низшего напряжения, а в некоторых случаях и в плече компенсационных обмоток диферен20 циальных токовых защит, например, если силовые трансформаторы или автотрансформаторы обеспечивают основной транзит мощности только между сторонами высшего (500 кВ) и среднего (220 кВ) напряжений и не имеется
25 достаточной нагрузки на стороне низшего напряжения.
Для повышения надежности проверки цепей защиты со стороны плеча низшего напряжения и плеча компенсационных обмоток путем
30 создания больших токов нулевой последова562035 тельности по предлагаемому способу нагрузку включают в каждой фазе поочередно.
На чертеже приведен пример распределения токов в автотран сфор маторе 500/220/11—
35 кв при питании со стороны среднего напряжения и замыкании на землю реактора фазы
500 кв.
При включении несимметричной однофазной нагрузки, например реактор P — 500, в обмотках силового трансформатора и автотрансформатора появляются составляющие токов нулевой последовательности. В обмотке низшего напряжения по всем трем фазам проходит одинаковый ток, равный току нулевой последовательности, который поступает от трансформатора тока (ТТ) во вторичные цепи защиты со стороны плеча низшего напряжения. Со стороны высшего и среднего напряжения первичные токи также замеряются соответствующими трансформаторами тока и поступают во вторичные цепи защиты. При наличии однофазной нагрузки первичные токи во всех обмотках имеют достаточное значение, обеспечивающее требуемую точность измерения токов во вторичных цепях защиты.
Вместе с тем их величина ограничена нагрузкой (P — 500) и не превышает 15 — 20 /О от их номинальных значений, что не является опасным для питающей сети и автотрансформатора.
Таким образом за счет включения однофазной нагрузки в обмотке низшего напряжения трансформатора и автотраноформатора появляются токи нулевой последовательности, до10
Зо статочные для обеспечения требуемой точности измерения вторичных токов и напряжений в цепях защиты, что повышает надежность контроля схемы соединения вторичных цепей профильных дифференциальных токовых защит.
Формула изобретения
Способ проверки вторичных цепей продольных дифференциальных токовых защит трехобмоточных транс,рорматоров и автотрансформаторов путем включения в первичную цепь нагрузки с последующим измерением токов и напряжений во вторичных цепях защиты, сравнения их с заданными значениями и фиксации неправильного соединения вторичных цепей защиты при отклонении значений измеренных величин от заданных, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности проверки цепей защиты со стороны плеча низшего напряжения и плеча компенсационных обмоток посредством создания больших токов нулевой последовательности на.грузку включают в каждой фазе поочередно.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Э, С. Мусаэлян. «Наладка электрооборудования электростанций и подстанций». Издво «Энергия», М.— Л., 1966, с. 416.
2. М. A. Беркович, В. А. Семенов. «Основы техники и эксплуатации релейной защиты».
Изд-во «Энергия», М., 1971, рис. 16 — 8 (прототип), 562035 т7.
7МФ
Составитель Ю. Барабанов
Техред О. Тюрина
Корректор Л. Брахнина
Редактор И. Шейкнн
Заказ 1539/4 Изд. Мв 522 Тираж 917 Подписное
ЦНИИПИ Государственного комитета Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, 7К-35, Раушская наб., д. 4/5
Типография, пр. Сапунова, 2


